Социализм и стартапы: как начинается технологическая революция на Кубе

Технологическая революция возможна и без интернета

08 July 2015
Гарапучик Ольга
1490

 С приходом к власти Рауля Кастро (младшего брата Фиделя Кастро), Куба медленно идёт навстречу  технологической революции. 

Но как это возможно в стране с 11 млн. человек, где доступ к интернету имеет только около 5% граждан? Для сравнения, в Беларуси интернетом пользуются 80,5%. 

Тем не менее к  острову постепенно  подбираются Google, Netflix и Airbnb.  Пока эти пути преимущественно обходные, но для кубинцев это начало больших изменений, которым едва ли сможет противостоять государство. Кроме этого цифровая революция происходит на Кубе изнутри: здесь постепенно появляются первые цифровые стартапы – медиа, интернет-сервисы и даже компания, занимающаяся большими данными. Про всё это рассказывает американский Forbes.

Несмотря на то что у многих кубинцев есть смартфоны, доступ в интернет, по данным Politico, имеют порядка 5% граждан. Только на этой неделе на Кубе появились первые 35 точек с Wi-Fi, до этого момента выйти в Сеть можно было зайти преимущественно из интернет-кафе или отелей, где цена за час соединения стоит $4–7 за час. Это при средней зарплате $20. Совсем недавно государство сделало «большой подарок» для кубинцев, снизив цену на домашний интернет до $2 в час. Так что интернет для большинства кубинцев - это признак большого достатка.

Поэтому развитие и успех онлайн-стартапов на острове с медиа, которые подконтрольны правительству, и отсутствием интернета, кажется чем-то невозможным. Но несмотря на это, там работает онлайн-журнал Vistar, пишет Forbes, и он выглядит так же, как любой нормальный сайт о культуре и городской жизни. Поначалу его основатель, 28-летний Робин Педраха, издавал его анонимно, но затем раскрыл информацию о себе. По словам Педрахи, средства на содержание издания и оплату труда более чем десятка своих работников он получает от рекламодателей, а журнал читают от десятков до нескольких сотен тысяч человек. Из-за отсутствия интернета медиа приходится распространять на флеш-картах и жёстких дисках. Специальные посредники передают информацию на разных носителях своим читателям, а те в свою очередь, продолжают цепочку передач.

Кубинцы копируют модели, которые работают в остальном мире, и приспосабливает их к своим реалиям.  Как пишет slon.ru на острове существуют сервисы для поиска и оценки ресторанов (AlaMesa, более шестисот заведений), сайты объявлений (Revolico, 8 млн просмотров в месяц и 25 тысяч новых постов в день, из которых, впрочем, половина приходит не с Кубы) и даже своего рода Comcast – сервис El Paquete Semanal. Это хранилище, набитое фильмами, сериалами, журналами, приложениями, обновлениями софта, которая продает цифровой контент на жестких носителях. За $1,1–2,2 с помощью неформальной дистрибьюторской сети клиент раз в неделю получает флешку с новыми фильмами и другим содержимым, в ответ возвращая курьеру жесткий диск, заказанный в последний раз. Зачастую продукт становится доступным уже через несколько часов после того, как появляется в мире. Покупатели чаще всего перепродают контент знакомым и собственным клиентам, поэтому сколько человек в действительности получают El Paquete Semanal, сказать невозможно.

«Paquete стал тем, что оказалось необходимым стране. Для людей он превратился в разновидность интернета», – говорит Элио Эктор Лопес, один из создателей сервиса.

Прогресс, происходящий на Кубе, объясняет, почему на этот рынок рвутся крупные технологические компании. Чем быстрее они придут, тем лучше: для острова это будет означать новую эпоху открытости и возможностей. Кубинцы стараются не терять время и развивать свой цифровой бизнес, отсутствие конкурентов этому способствует. И несмотря на то, что цифровой бизнес, связанный с интернетом, пока не может работать в полную силу, кубинцы строят планы, ведь его развитие лишь вопрос времени. 

forbes.com, slon.ru

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ