Если ты бежишь по кругу и отстал на круг, возглавь движение. Советы бизнес-ангелам от инвестора Игоря Рябенького

14 April 2017
Светлана Баксичева
3686

Игорь Рябенький инвестирует в стартапы уже более 20 лет. «Когда начинал, я даже не знал таких слов, как «бизнес-ангел» и «венчурное финансирование». Сейчас он управляющий партнёр AltaIR Capital – венчурного фонда, который инвестирует в инновационные проекты на ранних стадиях. Участники третьей встречи B Venture вместе с Игорем Рябеньким обсудили важный элемент венчурной экосистемы – ангельское инвестирование. Как стать бизнес-ангелом, чему стоит учиться и каких ошибок остерегаться – в резюме Startuplife.by.

Кто такой бизнес-ангел

Бизнес-ангел – частный венчурный инвестор, поддерживающий стартап деньгами и экспертизой, как правило, на предпосевной и посевной стадиях. Обычно бизнес-ангелами становятся успешные предприниматели или менеджеры. Это рискованный вид деятельности, особенно если у бизнес-ангела нет опыта и теоретической подготовки.

Игорь дал совет начинающим бизнес-ангелам: «Не кладите яйца в одну корзину и не бойтесь потерь». Не стоит вкладывать деньги в один проект: если у вас есть 100 тысяч, лучше поделить их между десятью стартапами. Также, когда отдаёте деньги, думайте, что вы их потеряли. Ангельское финансирование непредсказуемо, не стоит ждать стопроцентного успеха.

Что должен учитывать бизнес-ангел

Игорь Рябенький выделяет несколько пунктов, на которые нужно обращать внимание в первую очередь:

1. Понятный бизнес

Вкладывайте деньги в проект, который вам понятен.  Нужно осознавать, чем занимается стартап и какую потенциальную ценность он принесёт, почему продукт может быть интересен публике.

2. Юридические основы

Есть два варианта: либо разбираться самому, либо работать в команде, где есть человек с хорошей правовой базой. Устные договорённости давно не работают. Когда ваш проект окрепнет, к нему придут более сильные партнёры и международные фонды. Они, в свою очередь, могут принести свои условия, которые впоследствии оставят вас ни с чем.

3. Стадийность развития стартапа

Нужно осознавать, что происходит на разных стадиях развития, и как защититься от рисков на каждом этапе. Например, есть предпродукт (просто идея), после идёт предпосевное финансирование, где появляются первые клиенты и.т.д. Цепочка развивается до момента, когда приходит серьёзный фонд и в худшем случае забирает все права на стартап. Каждый новый инвестор – мини-война. Если бизнес-ангел не может за себя постоять, он оказывается ненужным пассажиром для венчурного фонда при последующих стадиях инвестирования.

Как AltaIR Capital ищет проекты

Игорь Рябенький утверждает, что поиск занимает не один день: «Вначале в поле зрения никого не было, поэтому я ходил на митапы и speed-dating. Однако, когда появляется минимальный опыт в инвестировании, стартапы начинают обращаться сами».

Сам AltaIR Capital чаще инвестирует по рекомендациям. Например, некоторые проекты приходят из крупных фондов, которые не вкладывают деньги на ранних стадиях даже в интересные продукты. Хороший вариант – инвестировать по советам успешных предпринимателей. Такие случаи ценны, ведь подобные люди дорожат своим реноме, и меньше вероятность, что они предложат неудачные варианты.

«Если проект минимально интересен, то я или кто-то из команды обязательно встречается с фаундером, – говорит Игорь, – конечно, у нас работают профессиональные аналитики, которые оценивают стартап, но интуиция тоже задействована».

У AltaIR Capital есть анкета на сайте, заполнив которую, можно связаться с представителями фонда. Игорь также читает сообщения от стартапов в мессенджерах, но в этом случае нужно быть кратким: «Не отправляйте несколько листов текста, какой бы хорошей не была идея или продукт. Пары предложений достаточно для понимания».

Инвестировать или нет?

Обращайте внимание, есть ли рынок у продукта. Он должен существовать и быть большим, либо зарождаться и интенсивно расти. Далее смотрите на то, насколько масштабируется продукт. И только после этого (а не в первую очередь) стоит оценить команду: насколько они разбираются в собственном проекте, может ли фаундер успешно развивать стартап. Это 3 основных аргумента, и если их нет, инвестировать точно не стоит.

На вопрос из зала, будут ли они инвестировать в два одинаковых проекта, Игорь ответил утвердительно: «У фонда уже есть такой пример, 2 похожих салона красоты в США и России. Если команду не устраивает подобный расклад, она всегда может прийти в Альтаир и уточнить, есть ли в нашем портфеле их потенциальные конкуренты».

AltaIR Capital не инвестирует в фармацевтику, hardware-стартапы и проекты вокруг health & wellness.

«А ещё мы не любим, когда во главе проекта родственники или пара», – дополняет список Игорь и объясняет причину на примере фотосервиса Gfranq. Его основателями была молодая семья, позже между ними возникли разногласия, которые отразились на работе. Через некоторое время проблем стало слишком много, и проект закрылся.

Как бизнес-ангел возвращает деньги

Бизнес-ангел первым даёт деньги и последним получает, поэтому важно защищаться от рисков. Идеальный возврат финансов: быстрая покупка стратегом или IPO. Есть один вариант – когда компания «взлетает», может прийти ведущий инвестор и "выкупить" предыдущих ангелов.

Российская экосистема

Российская экосистема активно развивается в последние несколько лет. В ангельском движении есть крупные игроков, в частности, национальная ассоциация бизнес-ангелов. Существует площадка для ангелов в Сколково, ФРИИ делает ангельские курсы. Также законодательство стало отзываться на инициативы сообщества. Растёт всё не так быстро, как хотелось бы, но по сравнению с событиями пятилетней давности, количество и качество ангельского сообщества изменилось сильно.

Инвестор объяснил, что поспособствовало этому: «В России было 2 крупных IPO – Yandex и Mail.ru. Тогда люди заработали неплохие деньги, на этом фоне появилось сообщество энтузиастов, которое готово было вкладывать деньги в интересные проекты. Учреждён ФРИИ – хотя не все поначалу были довольны этим. Совокупность факторов привела к интенсивному росту».

Общее впечатление от экосистемы Беларуси

Игорь отметил, что Беларусь в начале пути развития венчурной экосистемы: «Вчера у меня промелькнула мысль, что я вернулся в Россию 2011 года – вы примерно на том этапе. Однако у вас преимущество отстающего: если вы бежите по кругу и отстали на один круг, можете возглавить движение. Стоит учесть ошибки, оставить лучшее, и пройти пятилетний путь за пять месяцев».

Инвестор посоветовал обратить внимание на русскоязычный рынок – это 300 млн пользователей на всём постсоветском пространстве.

«Да, у цифрового стартапа нет ни одной причины становиться локальным, их рынок – весь мир. А вот другим далеко не всегда стоит покорять Америку». 

*AID-Venture – программа развития венчурной экосистемы Беларуси, реализуемая при поддержке USAID. В реализации принимает участие группа компаний Belbiz, юридическая фирма "Алейников и Партнеры", международная образовательная программа для венчурных инвесторов Angel Labs, венчурный фонд 500 Startups.

Фото: Глеб Соколовский

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ