«Стартапы создают новые ценности»: Каан Терзиоглу, генеральный директор Turkcell

21 April 2017
Александр Литвин
675

Turkcell – один из ведущих игроков рынка мобильной связи, занимает третье место в Европе по числу активных абонентов. На международном форуме ТИБО-2017 компания представила ряд технологических новинок. Во время события мы не упустили возможность пообщаться с СЕО телеком-гиганта, Кааном Терзиоглу, о том, как Turkcell поддерживает стартапы, и для чего использует хакатоны.

Краудфандинг как источник инвестиций

В Турции работает краудфандинговая платформа Arikovani – «пчелиный улей» по-турецки. Разработчики и инженеры могут представить там своей проект, чтобы протестировать идею, получить обратную связь от пользователей и собрать первые инвестиции.

Главная цель Arikovani – стимулировать появление прорывных технологий в Турции, повысить осведомлённость общества о них. Платформа помогает технологическим проектам получить финансирование на самых ранних стадиях развития.

Turkcell поддерживает эту площадку, потому что понимает её потенциальное значение и пользу для развития стартап-экосистемы. У многих талантливые ребят есть идеи, но нет денег. И они просто не знают, где можно найти инвесторов для своего проекта. Будет здорово, если Arikovani поможем им найти друг друга.

Сейчас на площадке анонсированы 17 разных проектов. Они имеют все шансы собрать средства на создание пилотной партии продукта. Опыт краудфандинга позволяет им судить о предварительной заинтересованности рынка, работоспособности бизнес-модели. С этим опытом командам будет проще найти стратегического инвестора для своего стартапа.

У Turkcell есть облачный сервис, на котором можно генерировать и обсуждать идеи, развивать и тестировать их, получая обратную связь от сообщества. Пользоваться этим сервисом можно бесплатно.

Таким образом, мы оказываем поддержку стартапам еще на стадии зарождения проекта, задолго до того, как они становятся известными и успешными. Мы уверены, что в сфере мобильных технологий у стартапов есть большие перспективы.

Хакатоны – один из самых быстрых способов достижения результата

Чтобы генерировать новые идеи и развивать уже существующие сервисы, мы периодически проводим хакатоны. На них собираем талантливых молодых людей и представляем им концепцию будущего продукта, задаём направление для работы. Каждый раз мы получаем массу отличных идей, находящих отражение в наших продуктах.

На стенде Turkcell на ТИБО представлены различные цифровые сервисы – BiP, Paycell, Fizy. В них, и в особенности в мессенджере BiP, реализованы идеи, родившиеся на хакатонах.

Я полагаю, что хакатоны – это один из самых быстрых способов достижения результата. Оперативность в этом случае очень важна, ведь вся бизнес-модель стартапа предполагает быстрое, стихийное развитие. Заниматься бизнесом в таком режиме очень волнительно и интересно.

Стартапы генерируют новые идеи, создают новые ценности для людей. Реализация этих ценностей невозможна без высоких технологий – например, без 5G-интернета. Это будущее, и мы развиваемся с прицелом на него.

Сегодня информация – это новая нефть

Вы можете добывать нефть и продавать её, чтобы зарабатывать. Но если вы будете перерабатывать нефть в другие продукты, то сможете заработать куда больше, ведь предложите людям больше пользы.

То же самое и с данными. Мы в Turkcell не просто продаём данные – мы обрабатываем и анализируем их. В результате обработки данных появляются новые цифровые сервисы. Информация (о потребностях и предпочтениях аудитории) обретает вид мессенджеров, музыкальных сервисов, облачных платформ. Это новая бизнес-модель, которую мы хотим развивать и далее.

В будущем интернет-коммуникация целиком заменит смс и звонки по GSM-сети

И мы ожидаем, когда это наступит. Это как раз та технология, распространение которой мы хотим ускорить.

Как раз недавно Turkcell запустил digital-оператора на территории Северного Кипра, и доволен первыми результатами его работы. Передача всех данных – и голосовых вызовов, и видеозвонков, и текстовых сообщений – идёт только через интернет.

Проникновение интернета повсеместно

И бизнес должен адаптироваться к новым правилам. В ответ на изменения условий для бизнеса появляются новые цифровые сервисы. И мы считаем важным быть провайдерами этих сервисов, создавать полезные продукты.

Хороший пример такого сервиса, основанного на повсеместном проникновении интернета – проект Free Basics. Ни life:), ни Turkcell не боятся, что людям будет достаточно бесплатного доступа к Facebook и TUT.BY, чтобы перестать покупать мобильный трафик у оператора.

Повод для беспокойства появится тогда, когда бесплатной станет бутылка питьевой воды, потому что это расточительно. А бесплатный доступ к определённым интернет-ресурсам просто удовлетворит базовые потребности людей в информации без какого-либо ущерба для оператора.

Фото: Глеб Соколовский

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ