Crush-тест TechMinsk-2016: откровения кураторов и стартапов-выпускников о проекте

.

16 March 2016
Александр Литвин
3176

Откуда в Беларуси берутся успешные стартапы? Проекты создаются и развиваются на хакатонах и учебных программах. Один из импульсов такого развития – акселерационная программа для стартапов TechMinsk – прошёл вот уже в шестой раз в бизнес-клубе Имагуру. Мы поговорили с выпускниками и кураторами проекта, чтобы понять, что реально даёт TechMinsk, и стоит ли в нём учиться.

Чем реально хороша беларуская акселерационная программа TechMinsk?

«Все, кто участвовали в TechMinsk – не первый день стартаперы. Не было ни одной команды, которая вчера придумала идею, а сегодня пришла учиться. Самой «молодой» команде сейчас около 4 месяцев. Самая опытная работает уже 2 года, – рассказывают кураторы TechMinsk Артём Карпеченко и Анастасия Бардунова.

Практически все европейские акселераторы обучают стартапы в обмен на долю в бизнесе. И это большой минус – команды не хотят идти учиться, потому что боятся продешевить. Стартапы ожидаемо не готовы делиться бизнесом на старте, потому что не знают, сколько он на самом деле стоит. TechMinsk работает по-другому.

«Мы не берём у стартапов долю бизнеса – даём ценные знания, навыки и контакты за деньги, причём адекватные, – говорят кураторы проекта. – Обучение выстраиваем, как и европейские акселераторы – учим дизайн-мышлению, продажам, трекингу, маркетингу, конкурированию. Это важно – пройти в обучении все стадии, потому что командой в 3-4 человека сложно закрыть все потребности, не хватает компетенций.

С нашими стартапами-учениками мы продолжаем общаться и после TechMinsk. Поддерживаем экспертным анализом, советами».

А что думают сами стартапы?

Мы пообщались с командами-выпускниками TechMinsk и задали им 5 вопросов:

1. Для чего вы учились?
2. Что прокачалось?
3. Какие 3 самые важные истины вы усвоили?
4. Что самое сложное в работе над вашим проектом?
5. Планы на полгода.

…И вот что они ответили.

1. ALTA – разработка AI-ботов для для автоматизации общения и продажи товаров клиентам бизнеса.

Для чего учились?

Получить знания в области выстраивания цепочки продаж, экспертизу от профильных экспертов, совершить b2b продажу, найти инвестора. Цели достигнуты!

Что прокачалось?

Мы углубили свои навыки в использовании Lean Canvas, узнали о новых инструментах в построении воронки продаж, уточнили ценностное предложение, «прокачались» в питчинге и английском.

3 самые важные истины

Усвоили подходы к поиску b2b клиентов.

Что самое сложное в работе над проектом?

Вывод продукта на массовый рынок и выбор стратегических партнёров, согласование сделок с инвесторами.

Планы на полгода

Запуск продукта на международный рынок, выход на окупаемость.

 

2. GanttPRO – web-приложение для планирования проектов и создания диаграмм Ганта.

Для чего учились?

Чтобы получить новые знания и прокачать скиллы в продажах.

Что прокачалось?

Очень изменилось позиционирование проекта, добавилось уверенности в том, что мы все (или большую часть) делаем правильно и движемся в верном направлении. Кстати, сейчас появилось понимание, как двигаться еще быстрее.

3 самые важные истины

1)Продажи – это долгий процесс. Вам отказали? Пишите снова.

2) ICP: Decision maker => Influencer => Champion.

3) Lean Canvas – вся ваша маркетинговая стратегия на одном листе.

Что самое сложное в работе над проектом?

Оценка потенциальных пользователей и выбор правильного позиционирования. Мы просто сконцентрировались не на особенностях приложения, а на простоте: Like Google Docs.

Планы на полгода

Запустить прямые продажи и улучшить SEO. И да, продолжить оценивать аудиторию и источники трафика в Google Analytics.

 

3. aiWeesh – сервис для выбора и покупки подарков, понравившихся пользователям.

 

Для чего учились?

Для обучения. И общения с менторами. Да, цели достигнуты.

Что прокачалось?

Получено много полезной информации. Изменения касаются больше не самого проекта (т.к. у нас сейчас еще идет процесс разработки и запуском пока не хвастаемся), а моего отношения к нему, развитию, людям и процессам.

3 самые важные истины

1) Не слушать советы, или как минимум сильно фильтровать. Не давать советы : ) Не принимать бесплатную непрошенную помощь, не раздавать помощь бесплатно.

2) Делать, а не учиться.

3) Качество людей в команде стартапа - самое главное.

Что самое сложное в работе над проектом?

Самое сложное в настоящее время - поиск ответственного фронтэнд разработчика. Как справляемся: проводим много встреч-собеседований и ищем подходящего.

Планы на полгода

Запуск и рост количества пользователей.

4. Trend – производство снаряжения и аксессуаров для активных людей.

Для чего учились?

Узнать о стратегии бизнеса. Цели достигнуты.

Что прокачалось?

Составили более понятную бизнес-модель и наконец-то начали делать цельную маркетинговую стратегию.

3 самые важные истины

1) Нужно досконально узнать своего клиента.

2) С самого начала понимать все риски.

3) Ставить четкие цели.

Что самое сложное в работе над проектом?

Управление временем и множеством процессов, спасает способность быстро переключаться и быстро принимать непринципиальные решения.

Планы на полгода

Достичь уровня самоокупаемости, закончить новый сайт проекта и второй раз выйти на рынок РФ.

 

5. Placee – квэсты, з дапамогай якіх можна адкрыць для сябе горад. Квэст-маркет дапаможа распрацаваць свае ўласныя квэсты.

Для чего учились?

Чтобы получить новые знания, найти менторов – всё более чем удалось.

Что прокачалось?

Появилось чёткое понимание того, куда надо двигаться.

3 самые важные истины

1) Продавать.

2) Продавать.

3) Продавать!

Что самое сложное в работе над проектом?

Распределять задачи!

Планы на полгода

Заключить контракты  с первыми 5 клиентами, добилдать продукт, продолжить работу с менторами, найти инвестиции, иметь партнёров не менее чем в 4х странах Европы.

6. StartUpON – онлайн-площадка для стартапов.

Для чего учились?

Networking, дополнительные знания, менторские сессии для развития стартапа. Цели достигнуты.

Что прокачалось?

Более четкое понимание направления дальнейших действий по проекту. Плюсы и минусы платформы, внешние факторы, взгляд со стороны. Очень ценные контакты. Более глубокое понимание проблем стартапов и ЦА.

3 самые важные истины

1) Высокая оценка менторов, поддержка.

2) В Беларуси очень молодой рынок стартапов, которому предстоит время на формирование и необходима поддержка на уровне государства.

3) Нет ничего невозможного. Еще 5-10 лет назад невозможно было представить, что можно просто по Skype пообщаться с ментором из Кремниевой долины и прокачать свой проект. Это очень ценно.

Что самое сложное в работе над проектом?

Проект емкий, требует много времени и энергии. Но работа над своим проектом в удовольствие: здесь ты общаешься с другими стартапами, получаешь поддержку команды и единомышленников.

Планы на полгода

Получить больше международного опыта, продолжить работу. Ключевая цель – глобальный партнер.

7. ReStatus.com – агрегатор контента. Сервис позволяет настроить подписку на обновления контента из социальных сетей по интересующим темам.

 

Для чего учились?

Хотелось лучше понимать что, для кого и как. Получено в целом гораздо больше всего, чем хотелось.

Что прокачалось?

Изменилось понимание продвижения, прокачались основы стартаперства, появилось четкая последовательность действий.

3 самые важные истины

1) Делать Lean Canvas.

2) Как можно раньше собирать traction.

3) Учиться питчить.

Что самое сложное в работе над проектом?

Маркетинг – как получается, но вырисовывается план, будем проверять гипотезы...

Планы на полгода

Программная доработка, рост трэкшена, получение посевных.

8. Dota Pusher – онлайн-сервис для любителей Dota2. Позволяет поддерживать любимую команду в режиме реального времени.

 

Для чего учились?

Для чего - с большего контакты. Достигнуты - да, + несколько полезной информации.

Что прокачалось?

Не так много, но это вопрос к нам. Проработали валидацию идеи.

3 самые важные истины

1) Идти вперед на баррикады и спрашивать.

2) Явно валидировать идею, а не просто «нравится / не нравится».

3) Инвестиции – это несложно (в теории), если с самого начала всё делать правильно.

Что самое сложное в работе над проектом?

Незнание домена еSport’a. Мы привлекаем знающих, но это не очень эффективно. У нас мало стартап-опыта: общаемся с другими стартапами, читаем книжки, учимся.

Планы на полгода

Вернуться к валидации исходной идеи и подтвердить или опровергнуть, что проблема существует.

TechMinsk done!

Во время обучения менторы следили за тем, как команды развивают свои ключевые навыки и показатели. Таких точек отсчёта было 5: market (знание рынка, на котором ты работаешь), traction (отслеживание и анализ важных показателей и статистики) revenue model (модель получения дохода), team (состав и компетенции команды) и unique points (уникальные характеристики проекта).

Жюри определило, что в разрезе этих 5 пунктов проект Alta «прокачался» больше остальных, за что и получил бесплатную поездку на конференцию IE Venture Day Kiev. Приз за второе место – участие в VentureDayMinsk – достался проекту GanttPRO. Почётное третье место и месяц работы в фикс-коворкинге Imaguru достался перспективному проекту Nagibator.

 

Оценка была не однобокой: из из 7 членов жюри 3 живут в Западной Европе, и на многие вещи смотрят по-другому. Они не понаслышке знают, что такое работа на западном рынке, масштабирование и жёсткая конкуренция. В том, что все менторы и члены жюри – эксперты – сомневаться не приходится. Стартапы «прокачивали» Юрий Гурский (MSQRD, maps.me, sport.com) Дмитрий Гурский (Издательство IDEAnomix), Александр Чекан (генеральный директор TUT.by Media), Андрей Яранцев (топ-менеджер Wargaming), Jean-Baptiste Daguené (Practica Capital), Arvydas Bložė (CEO at Startup.lt, Practica Capital).

"TechMinsk - очень полезная и насыщенная программа, которая во многом по качеству не хуже зарубежных акселерационных программ, - делится Павел Литвинко, founder и CEO ALTA-AI. - Очень здорово, что благодаря таким программам в нашей стране активно развивается и набирает обороты стартап-движение. Что касается планов на будущее - это запуск Альты, превращение технологии в платформу для создания умных помощников для бизнесов, а также выпуск глобального продукта в сфере e-commerce".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ