Вы никогда не придёте к открытиям, живя в трубе знаний! Уроки дизайн-мышления для стартапа

11 August 2016
Александр Литвин
2440

Три главных фактора будут определять направление и темпы развития бизнеса в будущем, убеждён Угниус Савискас, бизнес-консультант и учредитель ISM Innobase (Вильнюс). Это эмпатия, интуиция и творчество. Только с их помощью мы сможем завоёвывать клиентов, находить новые бизнес-ниши и отстраиваться от конкурентов. Хотите, чтобы ваше дело было успешным? Дизайн-мышление в помощь!

Design thinking – что это?

Нам нравится определение «Дизайн-мышление – это здравый смысл». Здравый смысл, который помогает бизнесу изобретать, а творцам – понимать и решать задачи бизнеса.

В практиках дизайн-мышления нет ничего сложного – достаточно слышать своего клиента, понимать его желания / страхи / вопросы и удовлетворять / снимать / решать их. Звучит просто, но на практике и начинающие стартапы и матёрые предприниматели попадают в ловушки. Они решают за клиента. Пытаются продать то, что сделали, не учитывая спрос. А нащупав спрос, не принимают во внимание размер рынка и платежеспособность аудитории.

Чтобы не стрелять из бизнес-пушки по клиентам-воробьям, возьмите на вооружение дизайн-мышление. Его принципы применимы не только к идеям нового бизнеса, но и к любым задачам, связанным с человеком и его пользовательским опытом.

Процесс дизайн-мышления – это 5 последовательных этапов – эмпатия, оценка, идея, прототип, тест. Подробно мы писали о них здесь, ознакомьтесь!

Вкратце: дизайн-мышление - это человекоориентированный подход к бизнесу. Инструмент, который помогает понять истинные потребности клиентов и найти способ удовлетворить их наилучшим образом. Разумеется, заработав при этом деньги и отличную репутацию.

Дизайн-мышление не ограничивается «дизайном» как таковым. Вот что по этому поводу говорил Стив Джобс:

«Некоторые считают, что дизайн – это внешний вид продукта. Но, конечно же, если копнуть глубже, становится понятно, что дизайн – это то, как продукт работает.

Для того чтобы обеспечить действительно хороший дизайн продукта, необходимо понять этот продукт. Нужно по-настоящему разобраться в том, что он собой представляет».

 

Как создать новый бизнес?

Нужно найти потребителя, который платит деньги. Добраться до него и отыскать потребности, которые пока не удовлетворены.  Да, их трудно обнаружить, но к этому нужно стремиться – это идеальный путь к успешному бизнесу. Нашли незакрытую потребность – нашли 80% успеха своего бизнеса.

Как обнаружить такую потребность? Разговаривайте с клиентами, но при этом не спрашивайте их мнение «в лоб», иначе они запутают вас своим «экспертным» мнением. Вас должен интересовать их опыт, эмоции, впечатления.

Вокруг миллионы компаний. Нет никакого смысла в том, чтобы открывать очередную типичную булочную, десятую на вашей улице. Успешными сегодня становятся умелые комбинации услуг, основанные на комбинации потребностей.

Самые успешные бизнесмены задают себе вопрос «почему что-то нужно делать?». Они стараются понять спрос рынка и удовлетворить его, а не пытаться продать то, что сделали наобум.

Мастер дизайн-мышления Угниус Савискас

Мастер дизайн-мышления Угниус Савискас 

Продукт – это опыт

Самый большой риск для инноваций – ловушка нашего опыта. Делали – знаем. Не делали – не знаем. Мозг работает по такому алгоритму, и каждый раз мы получаем одинаковый результат, потому что поступаем, как обычно. Но вы никогда не придёте к открытиям, если будете жить в трубе своих знаний.

Продукт – это опыт, а люди любят делиться своим опытом. Причём плохим опытом мы делимся с 10-15 контактами, а хорошим – всего с тремя. И делимся оперативно – социальные сети позволяют быстро сообщать свои впечатлениям сотням человек. Представьте мощность этой волны маркетинга! Она будет работать на вас или против вас.

Отключайте мозг и думайте руками

В дизайн-мышлении иногда нужно отключать мозг и «думать» руками. Многие вещи создаются творческим порывом, а не рациональным суждением.

Увы, у предпринимателей нет времени «включать творчество» – им нужно «делать бизнес». Но когда устанешь бежать быстрее, начнёшь бегать умнее. Выделите время, когда вы бежите, а когда зарабатываете деньги.

Творчество сопряжено с ошибками, не бойтесь их. Часто благодаря ошибкам композиторы сочиняют новую музыку. Но я не знаю ни одного руководителя компании, который премировал бы сотрудников за промахи. Мы живём в стерильном мире без права на ошибку, и это не способствует инновациям.

 

3 классические ошибки стартапов

Есть ряд типичных ошибок - их повторяет большинство стартапов.

Во-первых, они начинают делать бизнес только потому что им нравится этим заниматься. Они говорят «Прикольно, крутая идея, давайте пилить». Увольняются со своих работ, залазят в долги, а потом понимают, что на их предложение практически нет спроса.

Начните изучать спрос вашей аудитории как можно раньше. Чем скорее вы изучите рынок, платежеспособность клиентов и конкурентов, тем раньше и лучше поймёте, каким должен быть ваш бизнес. И должен ли быть вообще.

Во-вторых, у стартапов нередко «хромает» ценностное предложение. В большинстве случаев проекты – это повторение известных моделей, существующих бизнесов, чужих историй успеха. Конечно, скопировать быстро и просто, но неправильно. Чаще всего ценностное предложение и отличие от конкурентов ограничивается «быстрее / лучше и дешевле». Но не на этом основываются успешные стартапы.

В-третьих, не всегда понятна и работоспособна модель монетизации. У вас информационный сайт / сервис / веб-платформа? Пожалуйста, не думайте так «Наша модель монетизации – рекламные квадратные сантиметры, будем их продавать».

Come on, это прошлый век! Хотите попробовать и убедиться? Попробуйте, и в интернете появится ещё один умерший проект.

Если ваш рынок не определён, а ценностное предложение не оформлено, становится неясно, кто будет платить за ваш продукт. Может быть, никто?..

 

Не спешите выйти в эфир!

Стартап-культуру возвели в ранг романтики. Считается, что быть стартапером круто – вы вольны работать там, где и с кем хотите.

На волне этой романтики лишь единицы уделяют своему стартапу достаточное время. Стартап – это трудная работа. Сложнее и ответственнее, чем работа по найму. Но стартапы часто затеваются потому, что молодые люди не хотят работать на кого-то – им бы поскорее улечься под пальмой.

В понимании многих стартаперов путь под пальму короткий, и лежит через питчинг. Не спешите выйти в эфир! Досконально проработайте идею, ценностное предложение и модель монетизации, а уже потом учитесь питчингу и привлекайте инвесторов.

Не кричите о себе громко в начале работы. Особенно если вы – сервис, сайт или IT-услуга, которую нельзя запатентовать. Чем раньше вы начинаете себя рекламировать, и чем дальше ваш продукт от завершения, тем больше риск, что кто-то другой подхватит вашу идею и опередит вас.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 этапов дизайн-мышления, без которых вам не решить проблему клиента

***

Стартап-хаб Imaguru благодарит Угниуса Савискаса за отличный тренинг по дизайн-мышлению! Спасибо!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ