Аналитик «Фридом Финанс»: Оценивать Snapchat в $16 млрд — значит только сильнее раздувать пузырь

03 June 2015
StartupLife
768

1 июня 2015 года сервис исчезающих сообщений Snapchat объявил о привлечении дополнительных $500 млн финансирования. Оценка сервиса при этом достигла $16 млрд. Компания также заявила о своей готовности выйти на IPO.

Инвестиционный аналитик компании «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин поделился своими мыслями о том, какое будущее ждёт Snapchat, если его основатель Эван Шпигель не займётся построением работающей стратегии монетизации, сообщает ЦП.

В конце мая стало известно, что сервис самоудаляющихся сообщений Snapchat привлекболее $500 млн в ходе инвестиционного раунда серии F исходя из капитализации $16 млрд. Это делает его третьим крупнейшим стартапом в мире после Xiaomi ($46 млрд) и Uber ($41 млрд).

Суммарный объем инвестиций достиг $1,4 млрд, что неплохо для сервиса, который недавно пытался купить Марк Цукерберг за $3 млрд, несмотря на то, что Snapchat не зарабатывал ни цента выручки на тот момент. Сегодня количество активных пользователей превышает 100 млн, 65% из которых пользуются мессенджером ежедневно, отправляя более 2 млрд видео в день — лишь в два раза меньше, чем показатель Facebook, несмотря на то, что количество пользователей крупнейшей соцсети в 15 раз больше.

Но, что более важно, компания нашла свою бизнес-модель, во всяком случае, сделала первые шаги навстречу к этому: Эван Шпигель, сооснователь и генеральный директор Snapchat утверждает, что знает, как эффективно рассылать полноэкранную 10-секудную видео-рекламу, несмотря на то, что сервис не знает о своих пользователях практически ничего, кроме того, что большинство из них — молодые люди и девушки, что, в принципе, только добавляет баллов для четырёхлетнего стартапа в гонке гигантов.

Решение начать зарабатывать деньги, на наш взгляд, было продиктовано инвесторами, а не самим Шпигелем. Однако, он проявил себя как грамотный руководитель, переставвести себя как эгоистичный ребенок, он шаг за шагом выстраивал бизнес-модель и, несмотря на неудачи, продолжал поиск своей ниши.

Ориентация на мобильные устройства дало сервису дополнительные преимущества — Snapchat на волне последних глобальных ИТ-трендов: во-первых, объём рынка мобильных устройств растет по 50% в год, а темпы роста мобильной интернет-рекламы в три раза превышают рост десктопной. Вдобавок к этому, по последним данным, полноэкранную вертикальную рекламу просматривают в девять раз чаще, чем горизонтальную, что делает её потенциально более эффективной для рекламодателей.

Стартап не сообщает подробностей своей деятельности, но нет сомнений, что благодаря усиленной мировой экспансии удастся нарастить как количество пользователей, так и доходы уже в ближайшем будущем.

Однако Snapchat ещё не стал по-настоящему новым инструментом для рекламодателей, а сам стартап не вышел на стабильный денежный поток, что делает оценку в $16 млрд, на наш взгляд, раздутой и не обоснованной. Более того, по заявлению Шпигеля, ни о каком поглощении стартапа речи быть не может — сервис намерен идти на IPO.

В этом нет ничего необычного, за последние полгода на американских биржах прошлонесколько «горячих» IPO: LendingClub, Box, GoDaddy и Etsy, — у этих стартапов нет прибыли, однако их потенциал вызывает у инвесторов бешеный интерес, что сказывается на росте акций в первое время торгов — нередко он достигает 100%.

После этого, правда, начинается коррекция, во время которой котировки теряют большую часть прироста. В дальнейшем динамику акций компаний определяет текущее состояние — каждый опубликованный финансовый отчёт может скорректировать прогнозы на будущее и вмиг обрушить цену акций.

Такая же участь ждёт и Snapchat, если к моменту IPO сервис не покажет, что способен генерировать денежные потоки, сохранять темпы роста в долгосрочной перспективе и создавать революционные продукты, которые будут популярны у пользователей по всему миру.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ