«Просто отдать кому-то деньги – это неинтересно»: венчурный инвестор Александр Галицкий

27 April 2017
StartupLife.by
1422

Управляющий партнёр инвестиционного фонда Almaz Capital Александр Галицкий был одним из приглашённых гостей на международной конференции Venture Day Minsk. В коротком перерыве Александр поделился со StartupLife.by мыслями о беларусских стартапах, важности ориентации на глобальный рынок и среднем чеке бизнес-ангела.

Ментальность людей одинакова, если говорить о беларусских и российских стартапах

Но отличия есть. Как правило, стартапы из Беларуси, Украины, Армении, стран Балтии, со старта настроены на мировой рынок. В России эта тенденция изменялась. До 2010 года стартапы также старались выйти на глобальный уровень, а начиная с 2010 стартап-движение стало внутренней историей, проекты в ряде случаев ограничивались местным рынком. После 2014 года ориентация снова стала международной. Беларусь в этом плане отличается – здесь у компаний со старта есть международный настрой.

Целиться на глобальный рынок обязательно

А если вы занимаетесь b2b-рынком, другого выхода просто нет. Возьмите стабильное конечное состояние, когда рынок уже поделён. Если мы говорим об IT, то 40-45% от этого рынка будет принадлежать Северной Америке. Ещё 30-35% – Западной Европе, а всё остальное распределится по другим регионам. Условно на Россию от общего объёма придётся 1-2%, а на Беларусь – 0,0…1%.

И эти показатели справедливы для уже стабилизировавшегося, определившегося рынка. А когда рынок в любой новой и «модной» области только начинает формироваться, на Северную Америку приходится уже 80-90%. Вот почему важно быть на нём. Пока вы игрались "в кошечки" на своём рынке, технология развивалась на Западе. Придя на рынок Северной Америки, вы встретитесь с 5-6 конкурентами. У них уже будут проверенные продукты, клиенты и объёмы продаж.

И вам нужно будет проталкиваться через это, будучи совершенно неизвестной компанией. Хотя вы, может быть, и получили признание в Беларуси.

Сейчас я не работаю как бизнес-ангел – во избежание конфликтов с интересами фонда

Хотя я, конечно, могу инвестировать в непрофильные проекты, которые не относятся к направлению работы Almaz Capital. Такая возможность у меня есть, но я не пассивный человек, поэтому просто отдать кому-то деньги – это неинтересно. Мне интересно наблюдать и помогать проектам, поэтому сейчас это расходится с моей основной деятельностью.

Научной деятельностью тоже не занимаюсь – на это не остаётся времени. Всё оно уходит на компании, с которыми работает фонд. Сейчас я могу позволить себе заниматься филантропией, но не наукой.

Рисковые инвестиции в любом портфеле должны составлять не более 10%

К таким инвестициям относится и венчурное финансирование. Поэтому, если у вас есть 10 млн свободных денег, 1 млн вы можете инвестировать в рисковые проекты. Дальше возникает вопрос – а сколько таких проектов вы можете профинансировать? Считайте свои возможности. Разумно делать инвестиции объёмом от 50 до 200 тысяч долларов – это pre-seed и seed-стадии.

Бизнес-ангел с миллионными чеками – это уже не ангел, а серьёзный инвестор. Даже мои друзья с миллиардными состояниями, выступая бизнес-ангелами, не инвестируют больше обозначенных сумм.

Как предпринимателю привлечь интерес бизнес-ангела?

Самая правильная модель для того чтобы поднять деньги бизнес-ангелов – найти людей, которые хорошо разбираются в вашей области, имеют имя. Если вам удастся привлечь их средства, остальные дадут «пассивные деньги», потому что будут доверять первым инвесторам. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ