Сдавайтесь прямо сейчас или готовьтесь отчаянно вкалывать! Опыт развития финтех-стартапов от Юлии Локотковой

03 April 2017
Светлана Баксичева
2139

Юлия Локоткова, CEO стартапов PingFin и Graime, на очередной встрече Imaguru How To поделилась своим опытом создания и развития финтех-стартапов. Вот что советует Юлия начинающим крипто / скоринг / кэш / безнал проектам.

С банками сотрудничать нелегко. Во-первых, из-за сложных бизнес-процессов. Это препятствие не позволяет сразу начать работать со сторонним стартапом. Во-вторых, нет гарантий, что молодой и многообещающий проект не рассыплется через неделю, а лишний риск, в том числе репутационный, финансовому учреждению ни к чему. Также не стоит забывать о вопросах безопасности и банковской тайне.

Другой вопрос, что же на самом деле нужно банкам? Там говорят о блокчейне, NFC, Open API и прочих «космических» технологиях. Тем временем, у многих нет единых баз данных клиентов, портрета пользователя и скоринга. Ориентируйтесь на это, создавая продукт. Однако есть пункты, которые присутствуют в любом хорошем финтех-стартапе.

Хороший финтех-стартап

1. Направлен на конечного пользователя (b2c)

Как только речь заходит о b2b, вы сразу становитесь зависимыми от банка и ориентируетесь только на его решения.  Это не очень удобно, поэтому лучше создавать продукт, где основным драйвером является пользователь.

2. Отталкивается от реально существующей проблемы

На хакатонах встречаются команды, где решают мнимые или надуманные проблемы. Например, «сделать автомат, который выдаёт сладости за биткоины». Считаю, что это просто баловство. Вероятно, в будущем подобные проекты понадобятся, но сегодня необходимости в таких разработках нет.

3. Простой и понятный

Трудности возникают на разных этапах: это могут быть сложности в интерфейсе или проблемы с реализацией и внедрением. Лучше делать посильный продукт, который функционирует без особых заморочек.

4. Монетизируемый

Стартап-сфера далека от благотворительности, поэтому, разрабатывая проект, думайте о монетизации. Финтех хорош тем, что обычно тут создаются высокомаржинальные продукты, которые приносят прибыль даже на небольшом рынке. В каждой стране можно найти местные решения. У нас это, к примеру, ЕРИП.

5. Масштабируемый

Есть суждение, что финтех в большинстве случаев является локальным решением. Такое мнение легко опровергается – вспомним глобальный проект PayPal. Финтех-стартап, как и каждый другой, должен строиться с заделом на масштабируемость.

Кто должен быть в команде?

1. Предприниматель.

Одно из организующих звеньев. По опыту Юлии, чаще выживают именно те стартапы, в команде которых есть человек с опытом ведения бизнеса.

2. Маркетолог

Если не знаете, кто потребитель вашего продукта, о монетизации не может быть и речи. Команде необходим человек, который ориентируется в рынке, понимает целевую аудиторию, проводит исследования.

3. Разработчик

4. Еще один разработчик

5. Снова разработчик  

Здесь особый комментарий не требуется ­­– проще тем командам, где есть минимум два инженера.

6. Дизайнер

Качественный дизайн включает в себя больше, нежели просто общую привлекательность продукта.

7. Ментор

Менторов необходимо слушать, особенно если вы уверены в их компетенции. Однако есть такая особенность: команда может участвовать первый раз в хакатоне и сразу услышать мнение, что у продукта нет никаких перспектив. После такой невесёлой характеристики многие отступают. Помните, что менторы «тоже люди», и если у вас есть четкая уверенность в идее, команде и себе, то дерзайте.

Есть ли жизнь после хакатона?

После хакатона желательно обсудить (особенно, если команда сборная), работаете ли вы дальше, и если да, то на каких условиях. Если вы идёте дальше, придерживайтесь проверенного порядка действий.

1. MVP

Стремитесь сделать минимально жизнеспособный продукт. Некоторые стартаперы начинают работу с похода к инвестору – сегодня подобная тактика не работает. Скорее всего, ваша идея была несколько раз реализована, причём плохо. В итоге подобные продукты или услуги не работают, но рынок засорили и репутацию испортили. Так что мало кто польстится на одну лишь задумку.

2. Beta-тестирование в Google Play

Сам факт тестирования (и тем более хорошие метрики, полученные в результате) добавит вам вес в глазах инвестора.

3. Первый трекшн

Количественное доказательство наличия рыночного спроса на ваш продукт. Пусть это будут не огромные деньги и не взрывной рост по скачиваниям. Поймите, что финтех – это не MSQRD. Однако отсутствие суперполярности компенсируется возможностью высокомаржинального бизнеса.

4. Корректировка key metrics

После первого трекшна данные стоит пересмотреть.

5. Инвестиционные презентации

Выход на рынок без инвестора – это правильно. Уже после запуска стоит искать финансовую подпитку.  Лучше не концентрироваться на 1 инвесторе, по возможности, выберите несколько вариантов.

6. Акселераторы.

Они, по мнению Юлии, особенно хороши для b2b проектов – помогают завести полезные знакомства и получить первые контракты.

***

Участвуйте в ближайшем хакатоне в Imaguru. В третий раз 21-23 апреля здесь пройдёт Fintech Hackaton.

Событие состоится при поддержке НацБанка, ведущего коммерческого банка Беларуси – Приорбанка, компаний "Системные технологии" и VISA.

Программа и регистрация на хакатон.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ