Март Маасик: «Если вы один, то можете легко потерять надежду на успешное продолжение проекта»

27 July 2015
Artsiom Kazubouski
987

Март Маасик, руководитель бизнес-инноваций SEB в Балтии, является одним из пионеров в области внедрения инновационных технологий и глубоко верит, что инновации – это искусство доведения любого дела до конца через постоянное развитие идей. Он также считает, что обратная связь с клиентом играет важную роль в каждом новом сервисе и при разработке продукта. Кроме того, специалист реализует свое видение бизнеса и внедрения инноваций на практике в одном из старейших скандинавских банков SEB.

Март Маасик дальновидный предприниматель, уровень которого позволяет ему самому определять понятия, успешно управлять командой первоклассных специалистов в условиях постоянных изменений, а также развивать бизнес-модели и создавать инновации.

Startuplife.by спросил у Марта, что он думает о тенденциях в сфере инновационных технологий и узнал, что нужно молодым стартап-командам для успеха. 

–На какие Global Technology Trends в сфере стартапов сегодня можно ориентироваться?

Я вижу несколько направлений – работу над эффективностью в некоторых сферах и автоматизацию. Первое предполагает работу не над новым продуктом, а над сервисом, который повысит эффективность. 

Что касается мобильных приложений, то это не продукты сами по себе. Это канал, через который вы передаете и распространяете информацию о продуктах или подаете свой сервис. Сами по себе они не создают ценность. Если мы даем легкий доступ к чему-то через мобильные приложения – то получаем еще один канал продвижения вашего бизнеса. Но это не делает приложения продуктом.

– Как происходит оценка стоимости стартапа?

– В большинстве случаев стартапам невозможно дать однозначную оценку. К примеру, мы строим свою, основываясь на предположении, какую ценность будет нести проект. Одним из факторов, который также может подкрепить оценку – количество пользователей и/или платных подписчиков. Другой важный критерий – это люди: сильная опытная команда повышает ценность стартапа в глазах инвесторов и пользователей.

В Эстонии оценка стартапов уже превышает границы разумного и становится чересчур завышенной. Мы начинаем полагать, что оценочная ценность стартапов становится намного больше реальной, которую они несут в своем продукте. Я думаю, что рынок сейчас находится в слишком позитивном состоянии по отношению к стартапам, и доступ к инвестициям слишком прост. В конце концов, это может привести к краху рынка и поставить всех в ситуацию, которая была при пузыре доткомов в 2000-х годах.

– Как происходит развитие стартапа после его покупки и поглощения крупной корпорацией?

– Я думаю, что дальнейшее развитие зависит от мотивации фаундеров. От того, готовы ли они продолжать заниматься проектом или хотят выйти из бизнеса после продажи. Если фаундер и команда после продажи оставляют стартап, то это может сказаться на нем негативно вплоть до полного прекращения существования проекта. Успешная продажа может подготовить команду к работе над новым продуктом, даст дополнительную уверенность, опыт и хороший проект в портфолио.

Продолжение успеха после продажи стартапов зависит от многих вещей… Если вы планируете продать стартап, и заинтересованы в его дальнейшей жизни и развитии, необходимо стремиться сохранить не только команду, но и хотя бы одного основателя в управлении компании.

– Что нужно молодым командам для успеха?

– Если вы молоды, значит у вас, скорее всего, практически нет нужного опыта. В таком случае вам в первую очередь нужно найти хорошего ментора, что поможет компенсировать недостаток опыта.

Реализовать стартапы – дело очень стрессовое: у вас недостаточно денег, недостаточно времени на сон, недостаточно ресурсов. Я бы советовал молодым командам пойти на программу для стартапов или в акселератор: там вы попадете в окружение людей с похожими проблемами, с идеями делать свой стартап. Команды, которые будут вас окружать в акселераторе, поделятся своим опытом побед и поражений – именно такое сообщество и будет способствовать вашему развитию.

Стартап-экосистема создается тем же образом. Если вы один и не коммуникацируете с другими людьми, вы можете очень легко потерять надежду на успешное продолжение проекта. В акслереаторе вы обязательно найдете поддержку, что реально поможет вам продолжить развивать проект.

Отмечу еще один такой важный фактор, как нетворкинг. Он поможет развить ваши навыки питчинга, вы расширите свои контакты, заведете полезные знакомства, откроете для вас интересные перспективы.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ