Основатель MeetnGreetMe Елена Шкарубо: «Человека ограничивает не страна, а его мышление»

StartupLife продолжает рассказывать об интересных белорусских стартап-проектах и их создателях. На этот раз речь пойдет о сервисе для путешественников MeetnGreetMe.

13 May 2015
Мария Мелёхина
3147

Какие услуги будет предлагать сервис, сколько требуется средств для запуска подобного проекта, и в каких странах априори выгоднее продвигать бизнес, мы выясняли у идейного вдохновителя и создателя проекта MeetnGreetMe Елены Шкарубо.

Елена Шкарубо - человек мира, который много времени проводит за рубежом, тем не менее, менять гражданство девушка не собирается. «В этом году я много времени провела в США, три предыдущих года практически полностью прошли в Москве. Помимо этого я много путешествую, но совершенно не думаю переезжать на ПМЖ в другую страну. Я хочу устроить все таким образом, чтобы жить или проводить в любой стране мира то количество времени, которое мне захочется. Беларусь для меня – это дом, куда постоянно тянет, поэтому белорусское гражданство я точно менять не собираюсь».

По словам Елены Шкарубо, именно путешествия и общение с людьми из разных стран вдохновили ее на мысль о создании проекта MeetnGreetMe. «MeetnGreetMe – это платформа, которая предлагает услуги социального консьерж-сервиса, как для бизнес-путешественников, так и для обычных туристов по модели «люди – людям». Например, если вы едете в абсолютно новую для вас страну, скажем Китай, то перед поездкой благодаря сервису вы сможете найти местного жителя, который разговаривает на вашем языке. Также вы сможете заказать у него различные услуги, например, встретить в аэропорту, проводить в отель, сопроводить в случае необходимости к врачу, объяснить, как работает транспортная система. Если вы являетесь бизнес-путешественником, то этот человек поможет вам сделать копии для конференции или помочь с иными организационными вопросами. Мы называем таких людей митнгритерами (митерами) или персональными помощниками», - говорит Елена.

«Когда мы делали первые шаги в 2014 году, нам сильно помог бизнес-клуб IMAGURU и школа TechMinsk, благодаря которым нас заметили, мы привлекли внимание прессы. После чего нам поступило много положительных откликов, а также предложений о сотрудничестве и продвижению сервиса в разных странах мира. Уже в ноябре 2014 года я представила MeetnGreetMe на глобальном предпринимательском саммите в Марокко, где наш проект занял третье место», - сказала основатель проекта Елена Шкарубо.

В настоящее время проект работает в тестовом режиме, но уже привлек персональных помощников из 15 стран мира и первых клиентов. «У нас реализована альфа-версия сервиса, которая позволяет людям регистрироваться и оказывать услуги. Мы уже привлекли персональных помощников из 15 стран мира, что создает базис для дальнейшего развития. Также мы  получили предложение о сотрудничестве от крупной иностранной компании. Были и первые клиенты, но пока мы находимся в тестовом режиме, налаживаем обратную связь и на основе откликов делаем сервис более удобным и функциональным. Сейчас мы находимся на втором этапе развития проекта - нам есть что предложить и показать инвесторам. Следующий этап – это полная автоматизация платформы и пошаговый выход на мировой рынок», - говорит Елена Шкарубо.

«У нас собралась замечательная команда. Сегодня – это один из наиболее ценных активов. Как сказал один из самых успешных венчурных инвесторов Силиконовой Долины Бен Хоровиц: «На начальном этапе я смотрю на потенциальные возможности масштабирования бизнеса и на команду, которая его создает». Поэтому я считаю, что сегодня у MeetnGreetMe есть все, чтобы добиться успеха» - сказала Елена Шкарубо.

- Вы попали в какой-либо акселератор, получили финансирование?

- Находясь в Нью-Йорке мне выпал шанс посетить один из акселераторов, где я смогла представить свой бизнес. Тогда у меня появилась возможность поработать над своим проектом среди участников программы акселератора, посетить вместе с ними выступления менторов, бизнес-ангелов и успешных предпринимателей, что позволило приобрести крайне необходимые знания, опыт и рекомендации. Так как я была всего лишь «посещающим» предпринимателем, то о привлечении финансирования или участия в демо-дне на базе этого акселератора речи не шло.  Поэтому пока все финансовые вливания осуществляются за счет собственных средств.

- Какое финансирование вам требуется, чтобы запустить проект в полную силу?

- Чем больше будет денег, тем лучше (смеется). Пока я бы не хотела называть конкретных цифр, но для сравнения можно взять проект Airbnb, который привлек более 450 миллионов долларов инвестиций. В нашем случае, если требуемый на данном этапе объем инвестиций брать за 100%, то MeetnGreetMe освоил всего 10%. Эти средства - наши собственные вливания, в том числе и временные, что позволило запустить проект в ручном режиме.

- Если вы получите финансирование, то какой объем из этих средств вы планируете потратить на маркетинг и исследования рынка?

- Я недавно окончила британский университет Kingston London University. Мой дипломный проект был посвящен развитию проекта MeetnGreetMe. Я провела серьезные исследования рынка и трендов, которые прямо или косвенно влияют на развитие нашего бизнеса. В исследовании участвовало более 100 респондентов из разных стран мира. Мой проект получил высокую оценку преподавательского состава и массу положительных откликов от участников опроса. Думаю, что на данном этапе, этих исследований будет достаточно, хотя, несомненно, за рынком нужно следить. Что касается продвижения, то мы делаем большой упор на SMM и партнерство. Привлекать профессионалов пока для нас дорого, поэтому мы с радостью открыли двери для энтузиастов, которым нужен опыт в сфере SMM. Они помогают продвигать наш проект в социальных сетях, и растут вместе с нами.

- Сколько времени займет окупаемость проекта?

- Для бизнес-моделей типа “peer-to-peer” это не самый легкий вопрос. В сделанном мной отчете о прогнозируемых доходах и расходах, конечно, все выглядит очень даже неплохо. Но любой стартапер знает, что зачастую прогнозы на начальном этапе не имеют ничего общего с действительностью. Примерные сроки окупаемости аналогичных проектов - три года. Конечно, все зависит от многих факторов, но опытные инвесторы знают, что позитивного Cash Flow нужно ждать.

- В какой стране зарегистрирован ваш бизнес?

- Он еще не зарегистрирован, так как мы тестируем продукт. Мы зарегистрируем компанию в той стране, которая сможет обеспечить сервису необходимую инфраструктуру. Я не исключаю, что в Беларуси может быть открыта компания, которая будет поддерживать основной бизнес. Также могу сказать, что со стороны инвесторов, бизнес, открытый в США, например, имеет потенциально более высокую оценку, нежели бизнес, зарегистрированный в европейских странах. Кроме того, в США легче найти необходимых специалистов высокого класса в той же сфере SMM, в отличие от белорусского рынка труда. Таким образом, этот вопрос требует тщательной проработки.

- Мировой кризис не вставляет палки в колеса вашего развития?

- Знаете, успешные бизнесмены говорят, что кризис топит слабых, а предприимчивым помогает находить новые пути развития. Лично мне кризис никак не мешает, я на нем не фокусируюсь.

- MeetnGreetMe является ноу-хау или у вас есть конкуренты?

- На данный момент я не могу назвать ни одного прямого конкурента, хотя косвенные конкуренты у нас, конечно, есть, чему мы, безусловно, рады. Когда я только создавала проект, я следовала стратегии «Голубой океан», которая позволяет из существующих бизнесов и индустрий с помощью добавления чего-то уникального создать абсолютно новый рынок. По сути, сегодня мы сами формируем рынок, создаем новый сервис, отталкиваясь от существующих потребностей.

- В чем заключается миссия проекта?

- Миссия MeetnGreetMe – открывать мир через людей, которые нас окружают. Наш бизнес легко масштабируем, что позволяет выходить на мировой рынок. И я верю в то, что люди сами могут изменить отношение к стране, сформированное  СМИ. Например, если вы начнете искать на английском информацию о Беларуси, то, к сожалению, хорошего вы найдете немного.  Приезжая сюда с весьма невысокими ожиданиями, многие люди кардинально меняют свое мнение, у них появляется желание вернуться. И это касается не только Беларуси.

Я недавно была на конференции в Лос-Анджелесе, где собирались политики, инвесторы, владельцы и главы крупных компаний и фондов, ученые.  К сожалению, представляя себя им нужно было дополнительно разъяснять, где находится Беларусь и что это за страна. Я думаю, что ситуация вызвана не невежеством этих людей, а нашим неумением продвигать бренд страны, недостаточностью информации, закрытостью. Определенно нужно что-то менять. Я думаю, наш проект в какой-то мере будет способствовать этому.

- Сколько будут стоить услуги митеров?

- Мы взяли за основу модель ценообразования такого популярного сервиса, как TaskRabbit с добавлением некоторых элементов из Uber. У TaskRabbit цены на услуги формируются посредством аукциона. Конечно, с такой моделью наш сервис будет жить не всегда, но пока заложена именно эта логика.

- Как на вашем сервисе продумана система безопасности, чтобы огородить людей от мошенничества?

- Здесь мы также равнялись на такие популярные сервисы, как Airbnb, Couchsurfing и Uber. Мы осуществляем верификацию каждого пользователя нашего сервиса и предоставляем информацию, необходимую для того, чтобы вы смогли решить, хотите вы сотрудничать с этим человеком или нет. У обеих сторон есть возможность пообщаться друг с другом до заключения сделки. По итогу оказания услуг  гости смогут оставлять отзывы и оценки работы митеров, а митеры, соответственно, выставлять оценки гостям, что будет формировать репутацию каждого участника. Таким образом, при помощи системы рейтингов, отзывов и информации в социальных сетях путешественник сможет выбрать себе подходящего митера. Отмечу, что мы продолжаем продумывать дополнительные гарантии, так как понимаем насколько это важно для комфорта и безопасности наших пользователей.

- Какие белорусские стартапы вам нравятся, и как вы считаете, есть ли в Беларуси возможности для запуска проекта и выхода с ним на мировой рынок?

- О  белорусских стартапах я читаю, но пользуюсь, конечно, не всеми. Я очень рада, что в Беларуси с каждым годом становится все больше и больше ребят, которые посвящают себя созданию собственных стартапов с прицелом на мировой рынок. Очень здорово, что некоторые из них уже стали резидентами Силиконовой Долины. Относительно возможностей, думаю, в Беларуси они есть, просто нужно четко понимать, чего ты хочешь от жизни. Я считаю, что человека ограничивает не страна, а его мышление: многое зависит от отношения к своему делу, готовности преодолевать свои слабые стороны и много, очень много работать, зачастую только за веру в светлое будущее.

Я, обычная белорусская девушка, хотела, чтобы мой проект вышел на международный рынок. Для этого я проработала идею, собрала команду, а далее начала участвовать со своим проектом во всевозможных конференциях и стартап-мероприятиях. Мне было важно, чтобы меня заметили, и меня заметили. И не обязательно для этого сразу ехать за рубеж. У меня все началось именно в Беларуси.  Например, осенью в Минске проходит Всемирная неделя предпринимательства, а также масса других мероприятий. Совсем недавно был IE Venture Day Eastern Europe and Central Asia, где у стартаперов была возможность представить свой проект и заинтересовать инвесторов. Все в ваших руках.

- И последний вопрос: какой совет вы можете дать молодым стартаперам?

- Нужно верить в то, что вы делаете, в себя, в свою команду и действовать. Это то, чего, на мой взгляд, сегодня не хватает многим людям. У многих есть желание, но оно часто не выливается в действие, некоторые начинают действовать, но, сталкиваясь с первоначальными трудностями, отступают. А вот когда есть желание, вера и пошаговое движение к цели, то обязательно все получится, даже если вы наделаете кучу ошибок на пути.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ