Майк Бутчер, TechCrunch Europe: Инвесторы готовы вкладывать в продукт, а не в идею

05 May 2015
Егор Калейник
2099

Услышать выступление Майка, задать ему вопросы, запитчить свой проект и даже неформально пообщаться за кофе можно 12 апреля 2017 года в Минске на международной стартап-конференции Venture Day!

***

В европейском IT-мире имя Майка Бутчера знакомо очень многим. Один из самых влиятельных технологических журналистов мира известен работой с IT-компаниями в целом и стартапами в частности, а также активным продвижением идеи IT-предпринимательства. Долгое время Майк был редактором европейского подразделения портала TechCrunch.

Сейчас Бутчер оставил руководящую должность, но остается пишущим редактором и журналистом на вольных хлебах. Кроме того, он является основателем лондонского акселератора TechHub, помогающего начинающим ИТ-предпринимателям создавать, развивать и масштабировать свои продукты. Как раз о продуктах и оказалась наша беседа, прошедшая в душевной и позитивной атмосфере.

Майк приехал в Минск в качестве одного из ключевых спикеров IE Venture Day, что прошел 23 апреля. Мероприятие стало первым в своем роде в Восточной Европе, а для Минска и вовсе уникальным: подобный парад звезд мировой ИТ-индустрии наш город ни разу не видел. Пообщаться нам удалось лишь вечером, во время неформальной части, проходившей в Netto Café.

– Майк, как вам сегодняшнее мероприятие? Что вы можете сказать о публике?

– Для Минска это ново: много международных спикеров. Мы все говорили быстро, потому что хотели успеть донести до публики все мысли за столь короткое время. Такие, знаете, пробивные идеи. Публика, должен сказать, вела себя отлично. Люди задали много вопросов, были готовы учиться новому. Во всяком случае, все встали очень рано и участвовали в мероприятии допоздна, так что энтузиазм ощущался очень сильно. [сам Майк к половине девятого вечера вовсе не выглядел усталым, напротив, его тянуло пообщаться – прим. StartupLife.by]

– Как вы считаете, повлияет ли это мероприятие на белорусское стартап-движение?

Наверняка повлияет! Как я уже говорил, тут было много крутых спикеров, у которых действительно есть чему поучиться, даже в таком сжатом формате. У них огромный багаж знаний, которыми стоит поделиться.

– Только лишь знания? Может, кто-то и деньгами поделиться хочет?

– Да, и это тоже. Например, Макс Гурвиц из CCC Startups и Startup AddVenture как раз ищет стартапы из Восточной Европы и СНГ. Сама цель этой конференции – инвестиции в какие-то предприятия, проекты. Возможно, не прямо сейчас, но в будущем.

 – Во время одного из визитов в Минск команды Garage48 ребята сказали мне, что очень многие белорусские команды на хакатоне предлагают идеи, которые очень далеки от реальности. Проекты по сути нужны только им самим или паре их друзей. Что вы можете сказать об этом?

–На всех хакатонах можно встретить людей, делающих проекты и продукты в первую очередь для себя. Они упускают один важный момент – оценку, насколько их идеи могут быть воплощены в виде стартапа, и будут ли они полезны кому-то, кроме них самих. Я считаю, что это просто вопрос взросления тех, кто стоит в самом начале пути ИТ-предпринимателя. Хакатон это как раз первая ступень, с которой можно начать движение.

– Помимо вышеназванной, основная проблема для начинающих белорусских ИТ-предпринимателей – страх, что кто-то украдет их идеи. Насколько этот страх оправдан?

– Знаете, идеи сейчас ничего не стоят сами по себе. Самое главное – их воплощение. У многих людей возникают совершенно одинаковые идеи, но побеждают только те, кто находит способ воплотить их, и воплотить достойно. Если кто-то пытается с вами конкурировать, то победит тот, кто сделает более качественный и интересный продукт. Так что конкуренция это хорошо, она означает, что вы находитесь на правильном пути и делаете что-то лучше, чем это делают другие. Ключ предпринимательства в том, чтобы продолжать бороться, идти вперед.

Конечно, я не хочу сказать, что идеи не нужны. Но оригинальных идей в мире почти не осталось, так что дело за оригинальным исполнением.

– Бытует мнение, что конкурсы стартапов это зло, а со стоящими идеями надо обращаться напрямую к потенциальным инвесторам. Так ли это?

 – Я с вами не соглашусь. Чтобы напрямую выйти на потенциального инвестора, у вас должны быть с ним какие-то связи, история про питч в лифте - это красивая легенда. Соревнования и конкурсы это как раз то, что поможет завязать нужные знакомства. Но стартап должен быть ориентирован не на ивенты, а на создание качественного продукта. Более того, основная задача мероприятий – помочь в создании этого самого продукта. Командой, инвестором, советами, да чем угодно!

– Ввиду отсутствия денег у многих начинающих предпринимателей быстро пропадает мотивация и проекты глохнут, так и не стартовав. Как избежать таких проблем?

– Жить в поле и питаться одним хлебом! [смеется]Если серьезно, то надо себя ограничивать в желаниях и тратах, если вы хотите раскачать свой стартап. Так многие стартапы в Америке и появились. Не нужно тратить деньги на маркетинг на раннем этапе. Гораздо эффективнее и полезнее будет внести в свой продукт определенную вирусность, которая поможет его продать.  И для начала начните его продвигать среди друзей и коллег, если продукт хорош, то они невольно помогут его продвижению.

– Дайте пару советов молодым белорусским ИТ-предпринимателям, которые помогут заполучить инвестора.

– Ну, они довольно очевидны. Создайте продукт, который будет иметь спрос и потенциальных клиентов. Только тогда инвесторы обратят на вас внимание. Инвесторы готовы вкладывать в продукт, а не в голую идею. Если продукта нет, но вы все же придете ко мне с какой-то идеей, то первое, что я спрошу – «Что вы сделали раньше?». И если у вас за плечами пять или, скажем, три компании, из которых вы успешно вышли, то я скажу «Рассказывай, я слушаю!». Если у вас за плечами ничего, то почти наверняка никто и разговаривать с вами не станет. Инвестируют обычно в продукт или как минимум в опыт и знания.

– Назовите несколько направлений, в которых, как вы считаете, в ближайшем будущем у белорусских IT-предпринимателей наибольшие шансы на успех.

– Итак, искусственный интеллект, Интернет вещей, потребительская электроника, носимая электроника, приложения, мобильные технологии, беспилотники, робототехника… Хм, еще торговые площадки. Что такое Uber? Торговая площадка по продаже услуг такси! AirBNB – точно такая же торговая площадка, только в другой области. Вот к чему я клоню.

 – Почему вы сказали интервью Onliner.by – прим. StartupLife.by], что удивлены, что крупнейший белорусский IT-проект (Wargaming) относится к игровой индустрии?

– Для меня это странно как для жителя Западной Европы. Сама идея машины в качестве главного персонажа игры от нас довольно далека. Но для Беларуси с ее военной историей это вполне нормально. Насколько я знаю, Беларусь пережила очень суровые испытания во время Второй мировой войны, так что игра лежит в одной плоскости с вашей историей. Ну а Wargaming доказала успешность новой модели монетизации своих игр. Так что компания меня скорее впечатлила, а не удивила.

– А что вы знаете о других белорусских IT-компаниях?

– Я знаю, что Viber у вас разработан. Вообще Беларусь уже переходит от создания продуктов для кого-то к реализации собственных. Это естественный процесс, через который мы уже прошли в Западной Европе. Инвесторам не интересна Беларусь в качестве аутсорсинговой страны, их интересуют ваши продукты, творческий потенциал. Аутсорсинг имеет смысл только при низких зарплатах и налогах, он приносит мало инвестиций в экономику. Раньше Индия и Китай были такими же аутсорсинговыми, а теперь они выпускают свои продукты, которые гремят на весь мир.

Фото: Глеб Канаш

– Последний вопрос. Данные финансовой статистики говорят, что крупные ИТ-игроки вроде Microsoft или Apple тратят все больше на обратный выкуп и дивиденды и все меньше – на развитие и новые направления. Говорит ли это о стагнации рынка и кризисе новых идей?

– Все это ерунда! Развиваться всегда есть куда. Инвесторы всегда инвестируют, потом выходят из бизнеса и снова инвестируют. Так что процесс идет.

Услышать выступление Майка, задать ему свои вопросы и даже неформально пообщаться за кофе можно 12 апреля 2017 года в Минске на международной стартап-конференции Venture Day!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ