Выигрывает лучший рассказчик!

Как убедительно презентовать свой проект инвестору: советы начинающим стартапам

12 January 2016
Валерий Еловских
1444

Главный объект внимания в презентации стартапа для инвестора – вы сами, а не информация, которую вы представляете. Инвестор тратит все время во время презентации, пытаясь определить, являетесь ли вы тем человеком, с которым можно иметь дело и в бизнес которого нужно инвестировать. Очень часто то, как вы говорите, отвечаете на вопросы и двигаетесь, важнее вашей идеи, бизнес-плана и финансовых прогнозов.

Проводить презентацию для инвестора должен только руководитель стартапа, тот человек, которому и предстоит претворять идею в жизнь. Во время презентации инвестор хочет убедиться в том, что у вас есть следующие черты: честность, приверженность вашей идее, опыт в бизнесе, необходимые знания, лидерские качества, реализм и способность учиться.     

Самое главное в проведении презентации – она должна быть логична от начала до конца. Очень важно, чтобы в ней вы предугадывали вопросы от вашей аудитории и отвечали на них еще до того, как инвестор начнет формулировать их в голове.

У вас есть всего от 30 до 60 секунд, чтобы овладеть  вниманием аудитории. В начале презентации выведите на экран слайд с логотипом вашей компании, вашим именем и должностью. Затем расскажите что-нибудь необычное – удивительный факт, анекдот или короткую историю, которые привлекут к вам внимание аудитории и удержат его на протяжении всей презентации. Сразу после вступления чётко объясните, чем занимается ваш стартап.

10 главных слайдов для первичной

презентации проекта

Для первичной презентации стартапа, достаточно сделать примерно 10 слайдов. Вам надо дать следующую информацию:

1. Логотип, название проекта и контактная информация,

2. Команда: квалификация для проекта,

3. Рыночная возможность: суть проблемы,

4. Продукт: уникальность, как он решает проблему,

5. Объем рынка: должен быть интересен для инвестора,

6. Бизнес модель: как вы будете зарабатывать деньги,

7. Конкуренция: чем вы лучше,

8. Маркетинговая стратегия: выход на рынок к своим потребителям,

9. Планируемые результаты на три года: продажи, прибыль, доля рынка,

10. Финансы: сколько вам надо денег и как вы их будете использовать.

Чего НЕ нужно делать

Не стоит включать в презентацию слайд о возможной стратегии выхода для инвестора. Ни один предприниматель не знает наверняка, когда его стартап достигнет момента ликвидности. Если инвестор спросит вас о стратегии выхода (exit strategy) на первой же презентации, это может означать, что он еще недостаточно опытен в инвестировании в стартапы.

Ни в коем случае не говорите неправду и не выдавайте желаемое за действительное. Избегайте непонятной для аудитории информации, и не допускайте противоречий в ее изложении. Негативное впечатление произведут и ошибки / опечатки в ваших слайдах.

В презентации действует правило «чем меньше, тем лучше». Не перегружайте слайды текстом. Помните, что главное внимание в ходе презентации отводится вам, а не материалу на слайдах.        

Никогда не раздавайте копии вашей презентации. Вместо этого подготовьте раздаточный материал, в котором более подробно (но в той же последовательности) излагается информация о вашем проекте. Отдавайте этот материл после презентации.    

Ни в коем случае не читайте со слайдов. Не повторяйте общей ошибки во время презентации, которая состоит в том, что сначала выводится слайд на экран, а потом выступающий начинает его объяснять. Старайтесь делать наоборот. Сначала вы начинаете говорить о следующем пункте, и только потом выводите информацию на экран. Это поможет держать внимание аудитории на вас, и не отвлекать инвестора на просмотр нового слайда.

Тренировка и невербалика - ваши

верные союзники

Заранее потренируйтесь, чтобы презентация прошла успешно. Хорошо помогает проведение презентации перед дружественной аудиторией. Так вы увидите возможные проблемы и сможете их исправить. Обычно я советую своим клиентам практиковать презентацию не менее 10 раз. Чем увереннее вы будете говорить, тем выше ваши шансы на привлечение инвесторов.

Коммуникация в личном общении происходит не только на вербальном, но и на невербальном уровне. А значит, важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Важны тембр, тон, громкость и скорость вашей речи, контакт глаз, осанка, жесты, мимика, походка и другие движения тела.

Эффективно проведенная презентация стартапа помогает потенциальному инвестору быстро принять решение. Если инвестору не интересен ваш проект, он сразу скажет вам об этом. Это важно: вы не будете тратить своё время на незаинтересованное лицо, и сосредоточитесь на работе с другими возможными партнёрами.

***

Об авторе:

Валерий Еловских живет в США и занимается бизнес-консалтингом. Валерий – автор книги «Роль малого бизнеса в белорусской экономике».  Он ведет блог о бизнесе и учебе в США: http://www.theusaconsult.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ