«Каждое утро я начинал бы с разговора с инвестором!»

В Минск приехал финский акселератор Startup Sauna

05 April 2016
Александр Литвин
2175

Какие ассоциации возникают в вашей голове, когда вы слышите «Финляндия»? Наверняка это олени, снег, светловолосые люди, викинги и… сауна. Настоящие финские сауны чудо как хороши. Хельсинский акселератор Startup Sauna – не исключение. Один из сильнейших региональных акселераторов заехал в Минск в своём «отборочном» туре по городам Европы, Африки и Азии. Вот как это было.

На сцене стартап-хаба Imaguru в этот день питчились разные стартапы – от приложения для дайверов до проекта по выпуску «умных» дронов, от подарочного wish-сервиса до инструмента для тестировщиков.

Почему стартаперы захотели «попариться» в Saune?

В первую очередь, ради ценной обратной связи от «зубров» европейского стартап-движения, опытных серийных предпринимателей и менторов. Присмотреться к перспективным беларуским стартапам в Минск приехали Panu Paljakka (CEO Startup Sauna), Torsti Tenhunen (основатель Pivot5, зампердседатель сообщества финских бизнес-ангелов), Jakob Stora (партнёр-основатель Superhero Capital) и Saku Everi (инвестор, эксперт по маркетингу). В этом им помогал Максим Каменков (сооснователь сервиса SplitMetrics) и Антон Шунков (представитель Microsoft в Беларуси).

Дополнительным стимулом для участия в «сауне» была возможность выиграть бесплатное обучение в весеннем наборе Startup Sauna, который пройдёт со 2 мая по 3 июня в Хельсинки.

«По разным оценкам Startup Sauna – это лучший акселератор в регионе… И потом, всегда полезно получить бэк-ап от опытных коучей. Готовы ли мы поехать учиться в Финляндию? За своим проектом мы готовы поехать хоть на край света!» – излучает решительность Ярослав Лихачевский, основатель сервиса Shukaj.by.

«Отличная возможность потренировать питч, получить советы от менторов, – согласен с ним Кирилл Белов. Но согласен не во всём. – В Финляндию поехать не готовы – через 1,5 месяца мы всей командой уезжать в Таиланд, чтобы развивать наш проект на месте. Азиатский рынок туризма гораздо больше американского и европейского! И пока свободен…»

В перерыве между питчами Кирилл рассказал, что сейчас один из их проектов – приложение для дайверов DDScanner – тестирует около 60 любителей подводных погружений по всему миру. Продукт собрал первые положительные отзывы и пожелания: организовать онлайн-комьюнити участников, дать возможность пользователям самим добавлять информацию о местах для дайвинга и сервисных точках.

Олег Тихонов, основатель сервисов Ontourcloud и Eightydays, готов поехать учиться в именитый финский акселератор бесплатно, не отдавая долю в проекте. И это разумно: «Мы не раскидываемся процентами в проекте в обмен на обучение – это будет нечестно по отношению к нашим партнёрам».

Над этими продуктами сейчас трудится 22 человека – в Минске, Москве, Амстердаме и Сан-Франциско. «Хороших программистов сегодня не найти даже за хорошие деньги, – сетует Олег. – Немногие разработчики готовы вкладываться в стартап».

А вот потенциальные инвесторы, по словам Олега, идейные люди. Они думают о бизнесе, но при этом фонтанируют идеями по твоему проекту. «Всё потому что они не боятся. У них нет граней и рамок, и каждая такая встреча – это каскад мыслей, фишек. Каждое утро я начинал бы с разговора с инвестором!».

Что финны думают о наших стартапах

Изменилось ли как-то ваше отношение и ожидания к стартапам из Беларуси после громкого выстрела MSQRD? – спрашиваем мы у Panu Paljakka, CEO акселератора.

Для нас – (Startup Sauna – прим.ред.) – точно нет. Мы приезжаем в Беларусь уже не впервые, и стали наблюдать за стартап-сообществом Беларуси задолго до MSQRD. Конечно, всегда круто видеть такие громкие истории успеха.

СПРАВКА: Финский акселератор Startup Sauna основан в 2010 году. Содержится на средства частных инвесторов, ВУЗов Хельсинки и правительства Финляндии. Дважды в год проводит бесплатную акселерационную программу для 12-18 команд стартапов. Попасть на обучение можно а) подав заявку и пройдя все этапы отбора; б) зарекомендовав себя как перспективный проект во время тура «сауны» по разным странам. Весенний тур-2016 продлился с 22 февраля по 1 апреля. Стартовав в Бухаресте, и закончившись в Копенгагене, тур объединил собой 20 стран, среди которых – Южная Корея, Норвегия, Эстония, Ливан, Швеция, Украина, Эфиопия. В Минске Startup Sauna знакомилась с беларускими проектами в стартап-хабе Imaguru.


Panu Paljakka отметил, что стартапы в любой стране Восточной Европы находятся примерно на одинаковом уровне. Скандинавские отличаются: как правило, они лучше разбираются в бизнес-нюансах. Соответственно, восточноевропейские проекты сильнее технологически. Поучиться бизнесу, по мнению Paljakka, нашим стартапам стоит у шведов и датчан.

Определяя зону интересов акселератора, эксперт рассказал, что Startup Sauna интересуется, в основном, софтверными стартапам. Впрочем, «железным» проектам тоже найдётся место, но с оговоркой: «К хардверным стартапам мы предъявляем более жёсткие требования. Чтобы попасть в наш акселератор, они должны предоставить полностью готовый продукт. Это нужно для того, чтобы в процессе учёбы они фокусировались на бизнес-аспектах проекта, а не продолжали работать с железом».

Некоторые стартаперы боятся вопросов от менторов после питчинга. Зря! Они показывают «узкие места», за которые не цепляется замыленный глаз разработчика. Самые популярные вопросы от экспертов касались модели монетизации и позиций конкурентов на рынке. Действительно – бизнес-нюансы – не наш конёк.

«Берите пример с презентаций с яркими слайдами, на которых было минимум текста. Когда смотришь на них, не хочется проверять почту!».

Кому желать лёгкого пара после "сауны"?

В каждой стране тура финские эксперты отбирают от 1 до 4 лучших проектов. Из отобранных стартапов только 15 ± 3 едут учиться в Хельсинки. Организаторы ещё не объявили имена счастливчиков, но стать таковыми от Беларуси может несколько из 4 проектов: Kuoll, Eightydays, Exponenta и Changeagain.

Ещё раз повторяем прописную истину: питчинг – это важно! От того, как вы представите свой проект сегодня, во многом зависит его завтрашний день. Это ясно ощутил на себе Дмитрий Кайгородов, основатель проекта Kuoll. В питчинге перед финскими экспертами он изменил позиционирование своего проекта – и не зря!

 

«Раньше я говорил, что мы делаем расширение для браузера, с помощью которого тестировщики смогут записывать свои действия. Это всё хорошо, но как продать такой продукт? Сами тестировщики в компаниях не принимают решение о покупке – значит, о пользе расширения нужно рассказывать тем, кто им не пользуется.

А сейчас я рассказываю, что на сайт ставится несколько строчек кода. Скрипт записывает действия рядовых пользователей, а программист получает описания ошибок, если они случились. Мы поменяли тех, кто будет пользоваться расширением – с тестировщиков на посетителей сайта, но решаем всё ту же задачу – фиксируем ошибки и помогаем их исправлять».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ