«Fintech’у в нашей стране жить!»: 2-ой беларусский финтех-хакатон в комментариях стартапов-победителей

29 June 2016
Александр Литвин
2349

В прошедшие выходные в стартап-хабе Imaguru было жарко даже под кондиционерами: с 24 по 26 июня здесь прошёл второй международный FinTech Hackathon. Мероприятие состоялось при поддержке USAID и Национального Банка Республики Беларусь. Генеральным партнёром выступил Приорбанк, партнёром – Visa, IT-партнёром – компания «Системные технологии».

48 часов роста

Инновационный стартап-хаб Imaguru, вдохновлённый успехами прошлогоднего fintech-хакатона, собрал более 180 разработчиков, менторов и финансовых экспертов, чтобы приблизить будущее финансовых технологий.

За 48 часов проекты выросли из амбициозных идей в работающие прототипы. На старте участники хакатона смело заявили, что хотят победить очереди, научить вендинговые автоматы принимать криптовалюты, объединить функционалы Telegram и Visa, сделать платёжную систему с голосовым интерфейсом… и сделали!

Кто победил?

Главный приз – месячное обучение в финале акселератора FinTech Fusion в Швейцарии – достался проекту Need Money Groups за лучшее fintech-решение на базе API от Visa. Это приложение позволяет создать группу взаимопомощи, члены которой – друзья, коллеги, родственники – могут делиться друг с другом деньгами.

Гран-при хакатона, в номинации «Инновация FinTech Hackathon» от генерального партнера Priorbank – унесла с собой команда проекта FinPlace, геймифицированной аналитической системы по учёту личных финансов.

Специальный приз – сертификат на обучение в международном преакселераторе TechMinsk заработали проекты платеж.бел (платёжная система с голосовым интерфейсом) и BIT (платформа безналичных платежей).

Приз от IT-партнёра «Системные технологии» – месяц работы в коворкинге Imaguru – получила команда проекта Veles (оплата услуг через виртуальную кассу c привязкой к геолокации).

Национальный банк вручил награды двум проектам за лучшее решение для финграмотности: FinPlace и Lean Card (сервис для банков, который позволяет управлять портфелем карточных транзакций и максимизировать банкам свою прибыль). Приза от Microsoft за лучшее решение в b2c-категории удостоился стартап «Капейка» – монетоприёмник в публичных местах. Команде достался пакет Bizspark от Microsoft общей стоимостью $27,000.

Проекты будут жить дальше

«За эти 48 часов я увидел столько смелых и горящих глаз, сколько не видел за последний год! Работайте над своими проектами! Финтеху в нашей стране жить! И со временем мы обгоним другие финтех-страны!», – не скрывал воодушевление Сергей Лазюк, начальник управления Приорбанка, генерального партнёра хакатона.

Готовность поддерживать проекты экспертизой и менторством выразил Александр Сотников, представитель Национального банка: «Очень многие проекты должны жить дальше! А вы приняли решение: будете ли вы тратить на проект свои силы и время? С теми, кто готов на это, Национальный банк и лично я готов делиться компетенциями».

Большой интерес вызвали открытые мастер-классы от Visa, «Софтклуб» и евангелистов блокчейн-технологии Дмитрия Стародубцева и Валерия Литвина. Лекции экспертов собрали в общей сложности 240 человек, 50 из которых пришли в Imaguru именно на них.

Когда самодельный вендинговый автомат, с которого вы отсканировали мобильником qr-код, списывает с вашего счёта криптовалюту Ethereum и выдаёт шоколадку, вы понимаете: не боги горшки обжигают, а финансовые инновации куются не на монетном дворе, а на подобных хакатонах.

 

Need Money Groups: это уже не благотворительность, а настоящий кооператив!

Кривов Сергей, фаундер проекта Need Money Groups, вынашивал идею приложения уже не первый месяц. На прошлогоднем fintech хакатоне разработчик предложил похожий концепт, но с принципиальными оговорками: все участники были бы зарегистрированы в одной большой группе, и одалживать пришлось бы у системы в целом. Кто одолжил? Кому возвращать? С этим возникли бы проблемы.

«Сейчас мы добавили функционал групп – сделали упор на узкие ячейки взаимопомощи. Люди будут создавать группы, и вступать в сообщества со знакомыми людьми – друзьями, родственниками, коллегами, – рассказывает Сергей Кривов. – Мы гораздо охотнее помогаем людям, с которыми знакомы лично. Потому что знаем, что человек вернёт эти деньги. Это уже не благотворительность, а настоящий кооператив!».

По задумке разработчиков, после скачивания приложения, регистрации и ввода данных своей банковской карточки, вы автоматически попадаете в группу, в которую вас пригласили. Если зарегистрировались сами, то создаёте такую группу и приглашаете в неё нужных людей.

Сергей обращает внимание на прозрачность финансовых операций в группе: пользователь сможет отправить запрос не только на финансовую помощь (возвратную или нет), но и на совместную покупку. Когда человеку нужно много денег (например, на лечение), и он не собирается их возвращать, его спонсоры / меценаты видят уведомление об этом, и отдают деньги осознанно.

«Для того чтобы вернуть долг, вы заходите в приложение и смотрите, кому сейчас нужны деньги. Никому? Отлично, по вашему согласию с карты списывается одолженная сумма и возвращается на счета тех людей, которые в своё время помогли вам. Таким образом, баланс группы всегда остаётся одинаковым: у кого-то плюс, у кого-то минус, но в сумме это всегда ноль».

FinPlace – учёт личных финансов и квинтэссенция качественного клиента

Основатель проекта Юлия Локоткова уже не первый год занимается финансовой аналитикой в рамках проекта vyberi.by. Работа с банками, скоринг клиентов – логично, что такой опыт резюмировался в приложении FinPlace.

«Пользователи будут видеть, что, сколько, куда и когда они тратят, смогут на одном экране анализировать баланс всех своих карт. Клиенты будут проходить наши геймифицированные тесты по финансовой грамотности и получать полезные советы: какими карточками лучше пользоваться? Стоит брать кредит или нет? Аналоги такого решения есть, но по-настоящему хороших комплексных продуктов пока не было» – говорит Юлия Локоткова.

По её словам, такой учёт личных финансов, при которых банки получают информацию о финансовых потоках их клиентов на счетах в других банках, абсолютно законен и прозрачен: 

«Банк, при большом желании, может лишь прекратить высылать выписку по счёту на email. Даже перестать обслуживать клиента на основе того, что он открывает данные по своим счетам для других банков, он не имеет права – это целиком воля клиента».

 

Выгода банков от такого приложения выражается в том, что они получают «квинтэссенцию качественного клиента». Как справедливо отмечает Юлия, банки зарабатывают на кредитах, а в связи с кризисом качество кредитного портфеля по физлицам ухудшается.

«Банки получают качественного клиента, который проходит не только социальный и демографический скоринг. Благодаря тестам мы проводим неявный скоринг – узнаём привычки и предпочтения пользователя.

 Мы также видим его счета, их динамику, и можем давать банкам обоснованные аналитические рекомендации о том, стоит ли кредитовать этого клиента или нет. Тогда как банки видят эту информацию только в границах своих карт».

«Фишка» FinPlace – 90%-ная автоматизация, которая будет выигрышно смотреться на фоне ручного ввода в приложениях-аналогах. Владельцы «яблочной» продукции, для вас хорошая новость! Команда автоматизировала ввод данных и для iOS, хотя эта операционная система накладывает ограничения и санкции на подобные решения. О том, как им удалось обойти ограничения Apple, Юлия пока не рассказывает: «До поездки на Slush в Хельсинки мы хотим сохранить интригу!».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ