«Смотри, я еду без рук!». Рассказываем об успехах, проблемах и перспективах беспилотных авто

16 March 2017
Светлана Баксичева
483

Через 20 лет каждый год будет продаваться 20 миллионов самоуправляемых автомобилей – прогнозирует корейское информационное агентство. Американский предприниматель Джон Баттель с ним не согласен. Он заявляет, что рассуждения о скором буме беспилотников безосновательны. Что мешает машинам без водителей заменить привычный транспорт? Startuplife анализирует перспективы технологии.

Почему это важно

Беспилотные автомобили – одна из самых многообещающих и быстро развивающихся сфер. У автопроизводителей и IT-корпораций по всему миру существуют проекты или прототипы самоуправляемых транспортных средств. Среди них Google, Tesla, Uber, Ford, Mercedes, GM и др.

Технологии беспилотного вождения сведут ошибки вождения к минимуму, сократив количество аварий, пробок и поломок. Более 90% дорожно-транспортных происшествий в мире вызваны человеческими ошибками. Например, в Японии 74% аварий случается по вине водителей, не придерживающихся правил безопасного вождения.

Несмотря на то, что прогресс автоматизации машин идёт полным ходом, участие водителя всё еще необходимо. Международная организация SAE сделала классификацию беспилотников: от нулевого уровня, где только водитель управляет машиной, до шестого, когда автомобиль полностью самостоятелен. К последнему уровню разработчики пока не приблизились.

Самоуправляемые машины условно делят на 2 группы:

1. Автомобили, которые ориентируются в пространстве самостоятельно. Предобученные нейронные сети принимают решения автономно, на основе данных от камер и датчиков.

2. Автомобили, управляемые из «облака». Информация о дорожной обстановке передаётся в единый «логистический» центр, который руководит передвижением.

Когда эти технологии удастся объединить, мы получим полноценный беспилотный автомобиль.

Что думают о самоуправляемых автомобилях сами разработчики?

«Мы верим, что за беспилотными автомобилями будущее городских перевозок», – говорит Ирина Гущина, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ. – Технология самоуправляемых автомобилей может значительно улучшить качество жизни людей. По статистике, ежегодно в мире на дорогах погибают около 1,3 млн человек, и порядка 90% этих трагедий вызваны человеческими ошибками. Беспилотные автомобили могут сократить количество аварий, а также помочь более эффективно использовать дорожную инфраструктуру и тем самым снизить загруженность движения.

Развитие этой технологии – важное направление для Uber. Мы начали работу в данной сфере несколько лет назад, и уже провели тестовые запуски в штате Пенсильвания на дорогах общего пользования. Конечно, пока рано говорить о массовом внедрении, еще многое предстоит сделать, чтобы обеспечить надежную работу беспилотных машин в любых погодных условиях или в неожиданных ситуациях, например, при проведении дорожных работ. Поэтому пока рано называть точную дату запуска беспилотных автомобилей в какой-либо стране, но мы уверены, что такие поездки станут нашей реальностью».

Какими успехами может похвастать индустрия беспилотных автомобилей

Первый самоуправляемый автомобиль появился в1989 году. Машину назвали ALVINN, и именно она может считаться прародителем современных беспилотников. Для передвижения здесь использовалась нейронная сеть.

Сегодня по количеству миль, пройденных без водителя, лидируют автомобили Google, которые разрабатываются уже седьмой год. Также у них наименьший показатель вмешательства человека – 0,2. Это значит, помощь в управлении в среднем нужна после каждых 5 тысяч миль. Для сравнения, годом ранее показатель был равен 4 (1250 миль). Это данные по Калифорнии, где наиболее активно тестируются беспилотники – штат считался самым благоприятным для этого до конфликта с Uber (компания проводила испытания в декабре 2016 года без соответствующего разрешения, после чего власти попросили свернуть программу). Однако в марте 2017 калифорнийские власти внесли поправки в законодательство, позволяющие автономным автомобилям передвигаться без водителя в салоне.

Одними милями прогресс в разработке самоуправляемых автомобилей не ограничивается.  Август 2016 – время запуска первого в мире беспилотного такси. Сингапурская компания nuTonomy опередила Uber буквально на пару недель – сервис Трэвиса Каланика запустил такси 14 сентября в американском Питтсбурге.

NuTonomy не выпускает автомобили – они оснащают машины других производителей собственным ПО и видеокамерами. После удачных испытаний компания заявила, что желает к 2018 году создать в стране парк беспилотных такси.

Идея с наёмными автомобилями достаточно популярная: разработчики, которые планируют выпускать самоуправляемые машины, часто говорят о службах такси, как о важных потенциальных покупателях.

Стартап Zoox Labs планирует организовать сервис, позволяющий пользоваться автономными машинами в любое необходимое время – концепция напоминает упомянутые выше сервисы. О стартапе известно немного, однако он уже привлек более $250 млн инвестиций.

Самоуправляемые автомобили стали использоваться в грузоперевозках. Стартап Starsky Robotics разрабатывает грузовики, где для самостоятельной езды используются радары и машинное зрение.  Особенность идеи: удалённое управление машиной. Водитель находится в специально оборудованном центре, автомобиль едет с помощью системы автономного вождения. В компании надеются обеспечить удалённые рабочие места к концу 2017 года.

Uber приобрёл стартап Otto, чей беспилотный грузовик летом 2016 перевёз 50 тысяч банок пива: из 214 км пути 193 км машина проехала самостоятельно.

В начале 2017 эти компании оказались замешаны в скандале – Waymo, принадлежащая Google, потребовала запретить все испытания беспилотников Uber. Waymo поясняет, что бывший сотрудник Google Энтони Левандовски перед увольнением похитил важные данные. После этого он стал сооснователем компании Otto, перешедшей позже во владение Uber. Если удастся доказать, что Uber купил стартап, чтобы завладеть похищенной информацией, компанию ожидают проблемы. Результат противостояния пока не известен.

Кстати, крупные компании нередко покупают стартапы, связанные с автономным вождением: в марте 2017 компания Intel поглотила израильского разработчика Mobileye за 15 млрд $. Стартап примечателен тем, что в 2014 году публичное размещение его акций стало самым успешным IPO израильской компании за всю историю Нью-йоркской фондовой биржи. Компания разрабатывает интеллектуальную систему, которая помогает водителю. Также это бывший поставщик техники для автопилота Tesla.

Сама Tesla в начале 2017 анонсировала появление полностью самоуправляемого автомобиля в ближайшие полгода.

Помимо такси и грузоперевозок, беспилотники используются в гонках. В 2015 году организаторы электромобильных гонок Формула Е объявили о предстоящих заездах самоуправляемых прототипов. Проект назвали Roborace, и в феврале 2017 прошёл дебютный заезд. Участвовали два автомобиля: один финишировал со скоростью около 185 км/ч, второй не справился с управлением и врезался в угол на большой скорости. Это первые результаты – подобные машины совершенствуют, и вполне вероятно, что через несколько лет мы увидим полноценные соревнования.

У некоторых проектов нет цели выпустить целый автомобиль. Цель стартапа Drive.ai – создать встраиваемую систему для контроля за движущимися машинами. Команда считает, что в будущем с помощью такого механизма в беспилотник можно превратить любой автомобиль. В комплекте идёт экран, который водитель должен закрепить снаружи. Дисплей показывает пешеходам, заметила ли их система вождения.

Что сдерживает распространение беспилотного транспорта

Технология активно развивается и совершенствуется. Но не разработками едиными – существуют другие проблемы, не связанные с техническими характеристиками.

К переменам не готово законодательство: в большинстве стран мира самоуправляемые автомобили никак не классифицируются в ПДД. Компьютер не силах обзавестись водительским удостоверением и пройти техосмотр – эти моменты необходимо продумать и трансформировать. Также нужно перепрофилировать водителей, которые останутся без работы.

Остро стоит и этическая проблема: невозможно сформулировать единое мнение, кто несёт ответственность при аварии. Открытым остаётся вопрос, кого нужно спасти, если ДТП неминуемо: пассажира или пешехода. А если выбор идёт между ребёнком и пожилым человеком? Между жизнью собаки и разбитой фарой?

На эту тему проводят социологические исследования. Один из опубликованных результатов показывает: люди выбирают спасение пешеходов, исключая ситуации, когда они сами едут в автомобиле. Такой противоречивый ответ не даёт возможности однозначно запрограммировать компьютер и препятствует активному распространению беспилотников.

Даже если дилемма будет решена, понадобится время, чтобы люди начали доверять машинам. При тестировании беспилотников происходят аварии – даже если их число несопоставимо с общим количеством ДТП, реакция общества идёт отрицательная.

Есть мнение, что после массового появления беспилотных машин активизируются автоугонщики. Должно стать меньше ДТП и других преступлений (например, вождение в нетрезвом виде), но при этом общая польза сократится из-за роста других преступлений.

Ещё одно препятствие на пути технологии – нехватка точных трёхмерных карт для самоуправляемых авто. Обычных навигаторов недостаточно для безопасного и точного передвижения, зачастую карты в них недостаточно информативны. Беспилотнику важно знать все характеристики локации, где он находится, а их могут сообщить только 3D-карты, учитывающие особенности окружения. Для наибольшей эффективности нужно сочетать данные карт, GPS-модулей, датчиков и камер.

Что ждёт нас впереди

Грозит ли миллионам водителей по миру повальная безработица? Мнения на этот счёт разные. Очевидно, что в будущем водителей-людей станет меньше, а беспилотных автомобилей – больше: только в США автопилоты придут на замену 2 млн дальнобойщиков. Но не стоит бояться повальной безработицы – появятся новые профессии, возникнет спрос на новые товары и услуги. Человек перестанет вести машину, но станет наблюдать за дорожной ситуацией и координировать действия автопилота.

Автоматизация процессов высвободит человеческий ресурс для творчества, экспериментов и предпринимательства. И это – одна из тенденций четвёртой промышленной революции.

К повсеместному распространению беспилотных авто преобладает скептическое отношение. Можно теоретически осознавать их преимущества – сэкономится время (никаких светофоров и пробок!), поездки на авто станут доступнее, уменьшится количество ДТП, бизнес сэкономит на логистике и запрлатах персоналу – но на деле по-прежнему предпочитать авто с водителем.

На первый план выходят не технические проблемы, а этические – общество должно привыкнуть к отсутствию водителя и доверить компьютеру свою безопасность. Вопрос многогранный, и решается с разных сторон. Например, шведская компания Semcon представила улыбающийся беспилотный автомобиль: в радиаторную решетку встраивается дисплей, который таким образом приветствует пешеходов. Так устанавливается своеобразный зрительный контакт, позволяющий снять недоверие к авто без водителя. В том числе и из таких фрагментов складываются будущие дружественные взаимоотношения между человеком и машиной.

А пока их можно назвать настороженными:

Кстати, во время недавнего визита в офисы IT-компаний Виктора Прокопени, Александр Лукашенко одобрил идею создания в Беларуси условий для беспилотных автомобилей. И даже согласился протестировать такое авто.

Виктор Прокопеня с большим энтузиазмом воспринял реакцию президента: "На сегодняшний день движение беспилотных автомобилей не регулируется законодательными актами в большинстве стран мира. Наличие такого законодательства позволит мировым компаниям прийти сюда и фактически запустить их на наших дорогах. Чтобы люди могли увидеть современные технологий в действии".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ