Стартап по понятиям. Где проходят границы классического бизнеса?

30 September 2016
Александр Литвин
3097

Быть стартапером по-прежнему модно. Мишуры вроде хипстерских штанов и грушевых смузи стало меньше, но заблуждений в понятиях вокруг стартапов – напротив, больше. Как ни странно, одно из основных – что можно считать стартапом, а что – нет. Расставляем точки над «і» в этом вопросе.

Извините, но вы не стартап

Можно ли называть любой стартап бизнесом? Да. Допустимо ли считать всякий бизнес стартапом? Нет. Стартап – это действительно бизнес, но строящийся по своим правилам.

Чем стартап не является? Вот 3 признака, на основании которых обычный бизнес чаще всего называют стартапом.

Просто начинающий бизнес

«Мы только на прошлой неделе открыли ИП. Жарим пончики. У нас уже есть сайт и 90 долларов выручки! Мы – стартап».

Нет, вы просто молодая компания, даже если после ваших пончиков только и остаётся, что облизать пальчики.

Те, кто используют этот аргумент, цепляются за слово «старт» и делают по-своему справедливые выводы. Но если так, то на каком этапе начинающий бизнес становится опытным? Нужен месяц? Год? Сто клиентов? Тысяча? Дело не в опыте работы.

Однако если вы предпочитаете просто называться стартапом (для привлечения внимания клиентов или инвесторов), у вас нет цели масштабироваться на весь мир / континент, и ваша главная цель – построить обыкновенный бизнес, приносящий доход, вы не одиноки.

Например, в колледжах и бизнес-инкубаторах Детройта регулярно проходят питчинг-вечера, на которых начинающие предприниматели находят финансирование в обмен на процент от прибыли / возврат суммы с процентом. Мы писали об этом здесь. И предприниматели, и инвесторы называют там обычные бизнесы стартапами, и это не мешает им зарабатывать деньги.

Компания, использующая для развития заёмные средства

«Мы взяли кредит, а ещё раньше в нас вложились знакомые под процент. Мы – стартап».

Позвольте, вы просто должны денег друзьям и банкам, и не более того. Сам факт наличия долга не делает классический бизнес стартап-инициативой. Да, стартапы тоже используют заёмные средства для роста и развития, и часто на начальном этапе это собственные сбережения основателей и деньги «3F» (friends, family, fools).

Следующий этап (если своих денег уже нет, а расти нужно) – привлечение ангельских и венчурных инвестиций. Это принципиально иная схема финансирования: инвесторы не попросят назад свои деньги с процентами – их интересует доля в компании. Тем большая, чем больше денег вы от них получите (с учетом рыночной оценки вашего стартапа).

IT-бизнес

«Пишем код на аутсорс. Скоро допишем своё приложение и будем продавать его в AppStore по $4,99. Мы – стартап».

Причастность к IT-индустрии автоматически не посвящает вас в стартаперы. Разумеется, многие инновационные компании (soft- и hardware направленности, сервисы по доставке и оказанию услуг) активно используют интернет-каналы для продвижения и общения с клиентами. Но если вы – локальный цветочный магазин / хостел / аутсорс-разработчик ПО, то даже 10 страниц в FB (на самом деле, достаточно одной) не сделают вас стартапом. Это не хорошо и не плохо – просто у вас другая бизнес-модель.

Ок, в чём же тогда ключевые отличия стартапа?

Их несколько:

1. Рост.

Стартап, в отличие от классического бизнеса, всегда строится с целями и возможностями масштабирования. Нет никакого смысла затевать стартап только для Бреста, Минска и даже Парижа. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Плох тот стартап, который не мечтает об успехе на глобальном рынке.

Даже самый инновационный бизнес (например, 3D-печать автозапчастей), изначально ориентированный только на свой квартал или университет, не имеет шансов на глобальный рост.

2. Источники дохода.

Перспективный стартап может не приносить доход месяцами, доводя до совершенства свой продукт. Разумеется, членам его команды нужно жить за что-то всё это время – для этого и для мощного маркетинга и понадобятся средства инвесторов.

Многие эксперты сходятся во мнении: в идеале модель монетизации должна быть устойчивой, и генерировать доход, достаточный для жизни и развития компании.

3. Бизнес-модель.

В процессе работы над стартапом она может меняться несколько раз, и это не прихоть CEO или инвесторов. Когда компания изучает рынок и тестирует прототип, меняется понимание того, что и для кого она делает, на чём и сколько будет зарабатывать. Это нормально, но пробовать и ошибаться нужно на старте работы, когда цена ошибок не так велика. Изначально стройте идею своего продукта и бизнес-модель с помощью дизайн-мышления.

4. И швец, и жнец.

Да, часто у начинающего стартапа просто нет денег на то, чтобы нанять специалистов для каждой области. Вы можете не начинать в гараже, как Apple, но, скорее всего, вам придётся овладеть и программированием, и веб-дизайном, и маркетингом, и продажами. Для того чтобы применять эти навыки на практике, вам придётся работать значительно больше 8 часов. Основатели успешных стартапов, сегодняшних «единорогов», на старте (который мог длиться несколько лет) работали по 14-16 часов в сутки.

5. Инновационная идея.

Смысловой стержень любого успешного стартапа – оригинальная идея, реализованная лучше и быстрее, чем у остальных. Эта идея должна быть востребованной рынком, а для этого – эффективно решать существующую проблему или предлагать революционно новый способ совершения привычных действий.

Мы точно стартап! Что дальше?

Займитесь позиционированием. Оно помогает вам обрести лицо и отстроиться от конкурентов, а вашим потенциальным клиентам – выбрать именно вас и стать клиентами реальными.

Как замечает Гай Кавасаки в своей книге «Стартап», позиционирование не должно вращаться вокруг жажды денег, завоевания доли рынка и управленческого эго основателя компании. Позиционирование должно быть другим: позитивным, оригинальным, клиентоориентированным и вдохновляющим. Как правило, оно находит отражение в слогане компании.

Вышеприведённые характеристики из перечня «отца» концепции евангелизма кажутся нам основными.

Позитивное позиционирование формирует доверие и уважение к вашей компании и отдельно взятым продуктам. Покупателю не нужно знать о бессонных ночах учредителей и их войнах с конкурентами. Строить себе имя, насмехаясь над конкурентами, – дурной тон в любом случае, какими бы вы ни были хорошими, а они – плохими.

Пример: «Самая безопасная поездка» (Uber).

Оригинальное позиционирование поможет элегантно отстроиться от конкурентов и выглядеть ярко на фоне похожих предложений. Не переперчите – креатив не должен отпугивать.

Пример: «Жечь резину, а не бензин» (Tesla Motors). Think different (Apple). А вы знали, что своим слоганом Apple громко ответила на слоган конкурента IBM, который звучал как «Think».

Клиентоориентированное позиционирование может взывать к целевой аудитории, выделяя сегмент рынка. Может по-свойски убеждать в качестве, безопасности и выгоде своего предложения.

Пример: «Для тех, кто делает» (Lenovo). «Самая простая и удобная программа для графического дизайна» (Canva).

Вдохновляющее позиционирование делает акцент на эмоциональной стороне продукта и ощущений от пользования им.

Пример: «Весь мир – твой дом» (Airbnb).

P.S. На нашем сайте есть каталог стартапов, в который мы бесплатно добавляем новые проекты. Чего только не присылают нам через форму регистрации!..

Как насчёт инвестиций в пейнтбольную площадку?..

Не хотите развлечься, катаясь за рулём разных авто? Как такси, только за рулём вы сами.

Автор думает в направлении sharing economy, но выглядит стандартным вариантом от "Дома быта". А жаль.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ