Юристы отвечают на вопросы беларусских стартаперов: как открыть юрлицо, снизить налоговую нагрузку и войти в ПВТ

08 June 2017
Светлана Баксичева
2518

Работая над стартапом, стоит уделять внимание не только юзабилити сайта и продажам. Важно помнить о правовых вопросах и своевременно решать их. Мы узнали, какие юридические тонкости интересуют беларусских стартаперов, и попросили юристов IT и налоговой практики Адвокатского бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры» разобраться в них.

1. Какие есть преимущества для стартапа с глобальным рынком в открытии юрлица в Беларуси? Особенно с учётом доступной и недорогой процедуры оформления Delaware C-Corp через Clerky.

Процедура регистрации юридического лица в Беларуси вряд ли будет гораздо сложнее и дороже, чем регистрация юридического лица в США (хотя в США, безусловно, есть сервисы наподобие Clerky, которые помогают регистрировать стартапы).

При выборе страны для бизнеса нужно учитывать не только простоту регистрации юридического лица, но и множество других факторов.  Кстати, наши американские коллеги советуют проектам, которые не завязаны на США (клиенты, инвесторы, физический офис и сотрудники в США), прежде чем открывать компанию в Делавэре, сравнить налоговую нагрузку и рассмотреть другие юрисдикции.

Если рассматривать правовые и налоговые преимущества Беларуси, то основной их объем приходится на правовой режим Парка высоких технологий, который включает большое количество налоговых льгот. Вместе с тем, даже резидентами ПВТ необходимо соблюдать большой объем формальностей при заключении сделок с иностранными компаниями, что не очень удобно для стартапов с международным рынком. С другой стороны, если основной центр жизненных интересов основателей и команды разработки территориально находится в Беларуси, то очень сложно вести бизнес, имея только компанию в иностранной юрисдикции и не имея юридического лица в Беларуси.

Помимо прочего, это может создать серьезные регуляторные и налоговые нарушения и послужить основанием для привлечения к ответственности в Беларуси. Поэтому многие компании с беларусскими корнями используют смешанный вариант, когда создается компания в Беларуси и компания в иностранной юрисдикции (США, Великобритания, Кипр). Беларусская компания выступает в качестве центра разработки, а иностранная компания взаимодействует с глобальным рынком и международными клиентами.

Надеемся, что в ближайшее время будут приняты анонсированные законодательные изменения в части упрощения ведения бизнеса, после чего появится еще больше поводов и возможностей вести бизнес через беларусские компании.

2. Может ли зарубежный стартап с представительством в Беларуси войти в ПВТ? 

Согласно законодательству, регулирующему порядок вступления и осуществления деятельности в ПВТ, в качестве резидентов ПВТ могут быть зарегистрированы исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь.

Представительство иностранной компании на беларусской территории не признается юридическим лицом и может осуществлять только представительские функции без права занятия предпринимательской деятельностью.

Таким образом, чтобы стать резидентом ПВТ недостаточно создания представительства. Иностранному стартапу (компании) необходимо создать в Беларуси отдельное юридическое лицо (выступить в качестве учредителя или одного из учредителей). Наиболее популярной и простой формой создания юридического лица в Беларуси является общество с ограниченной ответственностью (ООО).

3. Можно ли в беларусской/российской юрисдикции использовать SAFE (http://www.ycombinator.com/documents/) как договор между инвестором и стартапом? 

Если говорить о взаимоотношениях между беларусской компанией и инвестором (беларусским или иностранным), то договор SAFE (Simple Agreement for Future Equity), в том виде, как как он составлен и доступен на сайте Y Combinator, использоваться вряд ли может.  По крайней мере, у инвестора возникнут большие проблемы с принудительным исполнением, если вторая сторона (беларусская компания) откажется исполнять его добровольно.

Посмотрим, можно ли составить подобный договор по беларусскому праву.  Схема самого базового варианта SAFE в общих чертах такова: инвестор передает компании определенную сумму денег, а компания обязуется передать инвестору определенное количество своих акций при наступлении определенных событий (привлечение инвестиций, продажа акций третьим лицам, ликвидация и др.) или выплатить денежную компенсацию, порядок расчета которой заранее оговорен. 

Начнем с том, что в схеме предполагаются акции, т.е. беларусская компания должны быть в форме акционерного общества, что крайне нетипично для компаний IT-сектора, поскольку создает дополнительные обязанности и затраты. С учетом особенностей схемы, это скорее всего должно быть открытое акционерное общество, что совсем уж невероятно для беларусской IT компании.

Наиболее проблемный момент – сама природа договора. Компания  обязуется продать акции в будущем или осуществить выпуск акций и предоставить инвестору право приобрести их по подписке. И то, и другое вряд ли будет признано действительным и исполнимым обязательством. Компания должна приобрести собственные акции на баланс для последующей продажи (это возможно в исключительные случаях, по решению общего собрания акционеров), либо провести подписку на акции (опять же по решению общего собрания акционеров). 

Иными словами, выполнение компанией таких обязательств находится вне ее контроля и зависит от усмотрения ключевых акционеров компании. Можно придумать некую сложную договорную структуру, включающую акционерное соглашение между ключевыми акционерами плюс договор между компанией и инвестором, по которому инвестор заранее перечислит деньги в оплату будущих акций. Однако все вместе будет скорее «джентльменской договоренностью», больше похожей на протокол о намерениях (memorandum of understanding), чем на договор.

С сожалением приходится констатировать, что при нынешнем уровне развития беларусского корпоративного законодательства и законодательства о ценных бумагах, механизмы подобные SAFE вряд ли реализуемы для беларусских компаний. 

4. Как стартапу можно максимально снизить налоговую нагрузку (например, с зарплат)? Это особенно актуально для нерезидентов ПВТ. 

Универсальной формулы оптимизации налогообложения стартапа нет. Для успешного налогового планирования необходимо понимать специфику стартапа: продуктовый или аутсорсинговый проект, кто его заказчики – беларусские компании, либо иностранные (из каких они стран) и т.д.

От специфики стартапа зависит и выбор системы налогообложения.  Молодому стартапу предпочтительнее начинать с упрощенной системы налогообложения (УСН).

Если Вы стартап, в котором менее 100 человек, и Ваша предполагаемая выручка за 9 месяцев будет меньше 575 000 EUR, применяйте УСН без НДС и платите государству только 5% от валовой выручки (оборота). Но если в числе ваших заказчиков преобладают иностранцы и немного беларусов (по которым НДС не принципиален, т.к. принимается к вычету), то выгодней применять УСН с уплатой НДС и платить 3% от выручки. Учитывая то, что НДС при работе с иностранцами не возникает, то применение УСН с НДС экономит стартапу 2% от валовой выручки. 

Если в процессе роста стартап преодолеете порог в 575 000 EUR и стартап перейдет на общую систему налогообложения с уплатой налога на прибыль по ставке 18%, налоговая нагрузка может оставаться на низком уровне, если выручка будет равняется затратам.

Оптимизация налогообложения заработной платы:

«Зарплатные» налоги существенная часть налоговой нагрузки на компанию. Не стоит даже напоминать Вам, что платить зарплату в конвертах – это прямой путь в тюрьму.

Вариант налогообложения зарплат «простой»

Самый безрисковый и простой вариант – это трудоустройство работников по трудовым договорам. Да, это максимальная налоговая нагрузка – ФСЗН – 35%, подоходный налог - 13 %, Белгосстрах – 0,6%. Дорого, зато просто и нет рисков. Для наглядности, рассмотрим на примере:

Условно, стартап хочет тратить на оплату работника 1000 BYN. В таком случае, 350 BYN идет в ФСЗН, 130 BYN уходит в виде подоходного налога, 6 BYN идет в Белгосстрах. Итого, работник может получит на руки 514 BYN. Грубо говоря, стартап и его работник отдает государству половину того, что мог получить работник.

Однако, если Вы хотите платить работникам по 10 000 BYN в месяц, это не значит, что Вы будете отдавать в ФСЗН 3 500 BYN. Максимальный размер взносов в ФСЗН ограничен, и рассчитывается от 5-ти кратного размера средней заработной платы по стране (примерно 4000 BYN). Соответственно, больше 1 400 BYN Вы в ФСЗН не отдадите. 

Вариант «Если приходится считать деньги»

Один из вариантов снижение нагрузки по «зарплатным» налогам, это использовать Индивидуальных предпринимателей (ИП).

Вот основные отличия работы с ИП и работником по трудовому договору:

1. Отношения "ИП и стартап" равны, а наёмный работник подчиняется стартапу (нанимателю);

Функция – У ИП это конкретно определенная работа (например, написать 5 строчек кода). ИП не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, работает, когда хочет и как хочет (если иное не указано в договоре). У работника есть определенная трудовая функция, которую работник выполняет лично, подчиняясь при этом правилам внутреннего трудового распорядка (например, прийти на работу в 9 00, написать 5 строчек кода, потом ещё 5 строчек, потом протестировать то, что написал и т.д.).

2. У ИП нет отпусков, больничных и вообще никаких благ, предоставленных трудовым законодательством.

3. ИП сам платит налоги, за работника это делает стартап.

Если у Вас есть работа, которая подходит для выполнения ИП, в таком случае налоговая нагрузка на стартап снизится. Условный пример:

Стартап выплачивает ИП, применяющему УСН без НДС, 1000 BYN. ИП уплачивает 50 BYN налога и 92,75 BYN в ФСЗН (35% от минимальной заработной платы, которая на май 2017 составляет 265 BYN). Итого ИП получает 857,25 BYN. Экономия по налогам очевидна.

Только надо понимать, что форма должна соответствовать содержанию. Налоговые органы прекрасно осведомлены о данной схеме, и подобная оптимизация имеет риск – признание договора с ИП притворной сделкой (совершается для того, чтобы прикрыть другую сделку). Это влечёт за собой разрушительные последствия в виде доплаты налогов, административной ответственности, а в самом плохом исходе - уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. 

4. ИП-исполнителю необходимо сдавать отчетность, подавать декларации и заниматься другими «неинтересными», но безусловно важными вещами.

Возможно, под потребности Вашего стартапа подойдет смешанная схема, когда основные работники работают в стартапе по трудовому договору, а для выполнения некоторых задач привлекается ИП.

Ещё несколько советов:

1. Постараться вступить в ПВТ. ПВТ – это отсутствие НДС и налога на прибыль, подоходный налог – 9%, размер взносов в ФСЗН от средней заработной платы по республике и многое другое. Для IT-компании лучшего режима налогообложения в нашей стране пока не придумали.

2. Нанять грамотного бухгалтера в штат или на аутсорс. Пытаться самому разобраться в тонкостях бухгалтерского учета и налогообложения может дорогого стоить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ