Стартапы по-перуански: экзотический репортаж из Латинской Америки

.

18 March 2016
Александр Литвин
2286

Наши в Перу! Резиденты Имагуру – Борис Мосунов и Елена Дроздова провели зиму в далёкой тропической стране. В Лиме – столице Перу – они учились и работали в местном стартап-инкубаторе, привыкали к перуанскому испанскому и купались в океане. О том, как государство выделяет стартапам гранты, IT борется с ранней беременностью, а по взмаху руки останавливается вереница машин – в нашем интервью.

– Как вы попали за 12000 километров от Минска? Нетипичный выбор места для зимовки…

В Перу нас пригласили поработать. Лену – как специалиста по видеосъёмке, меня – как СТО стартапа X-SHIRTS. Основатель стартапа, в котором я работаю, швейцарец. Он опытный разработчик – уже успел поработать с правительством Франции, продавая им образовательные программы. А сейчас он придумал простой и полезный проект: подписку на футболки. Целый год каждые 2 месяца подписчикам по почте приходят футболки.

Майки делают на месте, в Перу, из отличного перуанского хлопка. Так стартап поддерживает местную лёгкую промышленность. Регистрируясь, клиент оставляет свой размер, а дизайнеры для каждой модели рисуют уникальные принты. Это значит, что майка точно подойдёт вам, и будет оригинальной: в мире столько маек, сколько подписчиков у сервиса.

Интересно, что стартап выпускает тематические футболки и ориентируется на разные сообщества. CEO проекта в своё время возглавлял комьюнити фанатов техники Apple во Франции.

 

– Как этот проект развивается? Он уже привлёк какие-то инвестиции?

Этот стартап получил 2 инвестиции, и обе – от государства. Первую – около $15 тысяч – он получил от инженерно-технологического университета. Этот ВУЗ, но спонсируется он попечителями – промышленными гигантами страны.

 

При университете работает инкубатор UTEC Ventures. Стартапы, которые учатся в этом инкубаторе, участвуют в национальном конкурсе Startup Peru. На нём перспективные проекты получают от государства ещё около $50 тысяч. И это целевой грант – его не нужно возвращать, но потратить его «мимо кассы» тоже не получится. Тебе придётся отчитаться, куда и сколько ты потратил.

В Перу понимают, что стартапы – это перспективно, что из них могут вырастать крутые проекты. Государство активно поддерживает молодых и амбициозных стартаперов, это реально чувствуется.

– Государство уделяет внимание частной инициативе, малому и среднему бизнесу?

­

Малый бизнес и предпринимательство там активно развиваются. Но контроль со стороны государства слабый, и не все честно платят налоги. Но жизнь кипит. Очень много лавок, магазинчиков, кафешек работают в гаражах. Невзрачный с виду сарайчик может превратиться в кафе с вкусными обедами. Такой вот «гаражный» бизнес. Торговля «с колёс» тоже развита, много передвижных точек с фруктами.

 

В Лиме ездит всё, что может ездить. Постоянно встречаются красивые винтажные машины. И не реже – просто очень старые авто, которые с трудом ездят. Много «Жигулей» и «Нив»! Есть даже один автосервис, который специализируется только на советском автопроме.

Там масса таксистов. UBER’a в городе не видел, но приложения типа GetTaxi успешно работают. Хотя смысла в них мало: когда ты выходишь на улицу и поднимаешь руку, сразу останавливается несколько машин. А ты ходишь от одной к другой, и выбираешь самую низкую цену.

– Что это? Следствие бедности или предпринимательская жилка?

 И то, и другое. Перу в среднем очень похожа на Беларусь, но амплитуда доходов отличается от нашей. Бедняки там беднее, а богачи – богаче.

Вокруг самого большого перуанского рынка – Гамарра – очень много подпольных мастерских, цехов, магазинов. Местная промышленность не в силах конкурировать с китайской на международном рынке, но для внутреннего потребления она хороша. Поэтому наш стартап продвигает идею дизайнерских штучных маек, которые можно обоснованно продать дороже. Простые футболки из хлопка экспортировать не получится – товары из Китая победят.

 

В Перу люди не заморачиваются над тем, что какая-то работа будет ниже уровня их гордости. Повсюду чистят ботинки, убирают участки, моют машины… Вообще очень много всего моют – окна, перила, заборы – особенно в обеспеченных кварталах. 

– Какие ещё интересные стартапы делают наши коллеги-перуанцы?

Вместе с нами в акселераторе училось несколько команд. Проект одной из них – Compadre – делает кофе необычным образом – на солнечной энергии. В джунглях ребята установили параболическую антенну, выложенную зеркалами. Такое большое вогнутое зеркало ловит солнечный свет, собирает его в пучок и отправляет на вращающийся цилиндр с зёрнами кофе. Цилиндр вращается (тоже от солнечной энергии) – кофе внутри обжаривается.

Я обратил внимание на этих ребят, когда они принесли в акселератор установку для запаивания пакетов кофе. Этот самодельный  аппарат выглядел и работал как заводская техника. В Перу сильный дефицит высококвалифицированных кадров, и образование не самого высокого уровня. Но при этом гаражные мастера могут собрать такую крутую машинку буквально «на коленке».

Ранняя беременность – серьёзная проблема для Перу. И чтобы её решить, девушка-IT-шник открыла курсы программирования для барышень – <Laboratoria>. Сразу несколько зайцев одним выстрелом: случаи ранней беременности становятся реже + IT-специалистов становится больше + растёт количество довольных своим заработком перуанцев. И хотя зарплаты в IT там ниже, чем у нас, по местным меркам они высокие.

– Есть ли какие-то тренды в стартап-движении в Перу? В каком направлении движется латиноамериканская мысль?

Ярко выраженных трендов в местном стартап-движении мы не заметили, но если бы перуанцам и стоило сконцентрировать на чём-то силы, то это экология! Над городом почти всё время висит смог, а океан грязный…

В Лиме много hackerspace’ов – с десяток точно. Коворкинги тоже есть. Мы работали в одном из таких, в акселераторе при университете. Это был огромный open space с передвижными столами на колёсиках. Такое пространство легко преобразуется – в зал для конференции, переговорку или снова коворкинг. Коммуникации там проведены по потолку, а провода свисают сверху. Их можно подтянуть к себе и заряжаться.

В нашем инкубаторе работало 10 команд. И каждая из них на традиционной «планёрке» раз в 2 недели рассказывала, в чём за это время достигла прогресса, и что планирует делать дальше. Это здорово: все понимают, чем дышит каждый.

Когда мы были в Перу, местное IT-сообщество проводило стартап-ярмарку. На сцене стадиона  весь день выступали музыкальные группы, в перерывах питчились стартапы. У каждого проекта был свой стенд, на нём же можно было и представлять, и продавать свой продукт. Мы прямо на ярмарке наносили принты на наши белые майки через трафарет.

***

Интересно видеть, как стартапы развиваются в экзотической стране с самобытной культурой. Да, некоторые из них простые и неказистые, но это начало. Что характерно, многие проекты имеют выходы в оффлайн, или целиком завязаны на производстве, торговле, обслуживании. То есть представляют собой микс традиционного бизнеса, современных технологий и инструментов маркетинга. Мы уверены, что предприимчивость, как национальная черта, позволит перуанцам решить экологические проблемы, развить технологии и укрепить экономику страны.


Работай с комфортом в кругу профессионалов! Коворкинг Imaguru.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ